Тотальная война или деэскалация: оценены дальнейшие действия Нетаньяху против Ирана

Израильский лидер сталкивается с серьезной дилеммой относительно реакции на удар Тегерана

Когда Саддам Хусейн предпринял свою неудачную попытку захватить Кувейт в 1991 году, иракский лидер выпустил десятки ракет "Скад" по Тель-Авиву в надежде спровоцировать ответный удар Израиля, который расколол бы выступившую против него американо-арабскую коалицию. Вашингтон убедил тогдашнего премьер-министра Израиля Ицхака Шамира не ввязываться в драку, и тотальная региональная война была предотвращена.

Израильский лидер сталкивается с серьезной дилеммой относительно реакции на удар Тегерана

В эти выходные Иран стал первым суверенным государством за последние 33 года, совершившим прямую атаку на Израиль, запустив за ночь сотни ракет и беспилотных летательных аппаратов, пишет The Guardian. Можно сказать, что Биньямин Нетаньяху столкнулся с аналогичной дилеммой, что и Ицхак Шамир, но именно его собственные решения и просчеты, допущенные после 7 октября, привели Израиль к этому опасному положению.

“В прошлом было довольно точно сказать, что Биби [Нетаньяху] обычно не был склонен к обострению ситуации. В своих войнах с ХАМАС он предпочитал короткие, интенсивные и ограниченные войны, которые, по его расчетам, находятся под контролем”, - комментирует Далия Шейндлин, политтехнолог и научный сотрудник Century Foundation, используя хорошо известное прозвище давнего израильского лидера.

“Проблема в том, что 7 октября изменило ход игры. То, как он действовал в прошлом, сейчас не имеет значения, потому что ситуация совершенно иная. То же самое касается Ирана: люди всегда говорили, что Тегеран никогда не принимает серьезных ответных мер. Что ж, после этих выходных это уже не так”, - констатирует эксперт.

В конце недели израильтяне провели бессонную ночь, когда официальные лица объявили, что Иран впервые запустил сотни ракет и беспилотных летательных аппаратов в направлении еврейского государства, в результате чего два врага оказались на грани полномасштабной войны, как никогда ранее.

Атака была тщательно спланирована Корпусом стражей исламской революции, и почти все боеприпасы были перехвачены израильскими ВВС и многоуровневой системой противовоздушной обороны - хотя и при хорошо скоординированной помощи нескольких союзников. Теперь вопрос в том, как отреагирует осажденный Нетаньяху, отмечает The Guardian.

Израильские официальные лица пообещали “значительный, мощный ответ” на это нападение, которое, по словам Тегерана, стало возмездием за взрыв иранского дипломатического здания в Дамаске 1 апреля, в результате которого погибли два высокопоставленных командира Корпуса стражей Исламской революции и семь других офицеров, в котором Тегеран обвинил Израиль.

Неясно, обсуждал ли израильский кабинет безопасности последствия нанесения удара по столь важной цели заранее, несмотря на растущую напряженность в отношениях между двумя странами после начала конфликта в Газе и войны на истощение с ливанской "Хезболлой", поддерживаемой Ираном.

США поспешили заявить, что они не были проинформированы о нанесении удара заранее. Тем не менее, она была вынуждена преодолеть растущий разрыв с Нетаньяху из-за поведения Израиля в войне в Газе, чтобы прийти на помощь своему самому важному региональному союзнику перед лицом неоднократных угроз мести со стороны верховного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи.

Комментаторы сейчас строят предположения о том, каким будет ответ Израиля. “Следует ли скорректировать ответ, основываясь на намерениях иранцев или на результатах атаки?” - задается вопросом известный телеканал Channel 12.

По словам Шейндлина, если бы руководство Израиля готовилось к войне с Ираном, атаки, совершенные поздно вечером в субботу, были бы достаточным предлогом.

По состоянию на вторую половину дня воскресенья, первые признаки указывают на то, что Израиль, находящийся под сильным давлением США с целью не втягивать остальной мир в региональный конфликт, воздержится от огня, пишет The Guardian. Бенни Ганц, член израильского правительства национального единства военного времени, заявил в заявлении перед заседанием военного кабинета: “Мы создадим региональную коалицию и будем требовать от Ирана цену в том виде и в то время, которые нам подходят”.

Но пока в Газе продолжается война, вероятность возникновения пожара еще далека от завершения. Партнеры Нетаньяху по ультраправой коалиции призывают к “сокрушительному” ответу на нападение Исламской Республики, а израильская ежедневная газета “Едиот Ахронот” сообщила в воскресенье, что "в зале заседаний военного кабинета бьют военные барабаны".

“Источник, который очень хорошо информирован о марафонских переговорах, состоявшихся на прошлой неделе, сказал: ”Если бы они были сняты на видео и выложены на YouTube, сегодня в аэропорту Бен-Гурион было бы 4 миллиона человек, которые искали бы способ сбежать отсюда", - написал известный обозреватель Ронан Бергман.

Пока еще слишком рано предсказывать политические последствия событий этих выходных для Нетаньяху, который считает, что удержание власти как можно дольше является его лучшим шансом избежать обвинений в коррупции, которые он всегда отрицал, отмечает The Guardian.

В то время как большая часть общественности все еще возмущена его отказом взять на себя ответственность за ошибки разведки и реагирования во время нападения ХАМАС 7 октября, а призывы к досрочным выборам звучат все чаще, коалиция израильского лидера остается стабильной. Опросы общественного мнения показывают, что личная популярность Нетаньяху и поддержка его партии "Ликуд" вновь начали расти за последние шесть недель.

И хотя опросы неизменно показывали, что израильская общественность поддерживает наземную операцию в Ливане, после Газы, по очистке северного пограничного района от угрозы, исходящей от "Хезболлы", возможность войны с Ираном серьезно не рассматривалась до этих выходных.

Сразу после событий 7 октября Израиль с головой окунулся в то, что оказалось изнурительной и насильственной кампанией в Газе, не имея четкого представления о том, что будет “послезавтра”. Военный кабинет Израиля также едва не начал превентивную войну против "Хезболлы", от продолжения которой Байден, опять же, был вынужден удержать Израиль.

Полгода спустя почти ни одна из целей Нетаньяху в Газе не была достигнута: в секторе остаются более 100 заложников, многие из которых уже мертвы; большая часть руководства ХАМАС все еще жива, а израильские военные по-прежнему отбивают смертоносные контрнаступления в районах, которые они якобы контролировали в течение нескольких месяцев, пишет The Guardian.

Нетаньяху годами бряцал оружием в адрес Тегерана, но пока не подкреплял свою риторику прямыми и неприкрытыми действиями. Жители региона могут только надеяться, что сейчас он не рассматривает этот неизведанный вариант как еще одну политическую возможность.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру