Новый Узбекистан привлекает внимание реформами мирового уровня

Политические обозреватели, изучающие суть реформ Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева, единодушно признают – преобразования Узбекистана представляют собой пакет реально достижимых инициатив мирового уровня. По содержанию и структуре реформы ориентированы на два важнейших направления – всемерное развитие Узбекистана и рост признания республики на международной арене.

Новый Узбекистан привлекает внимание реформами мирового уровня

Естественно, что успешные перемены в Узбекистане связаны с ростом экономики, занимающей 4-е место на постсоветском пространстве. Наблюдатели уже называют Узбекистан пятым «азиатским тигром», готовым войти в число таких развитых стран, как Южная Корея, Гонконг, Сингапур и Тайвань, и задают вопрос: за счет чего государство добилось таких успехов в столь короткий срок? Ответ на этот вопрос есть.

Первое и главное – Узбекистан занимает ведущие места по запасам золота, урана, меди, природного газа и многих других полезных ископаемых. В отличие от других стран Центральной Азии, Узбекистан сам занимается переработкой основного объема сырья, что повышает добавочную стоимость продукции и снижает зависимость страны от иностранного капитала.

Второе – так же, как и в развитых странах, в Узбекистане расставлены приоритеты по вкладу каждого сектора экономики в ВВП республики. К примеру, в структуре ВВП Франции доля сферы услуг составляет более 70%, а в Узбекистане пока немногим более 40%. Поэтому не случайно одна из узбекских реформ касается развития сферы туризма. «Если мы увеличим экспорт туризма в 3–4 раза, то можно и хлопок не сажать», – так резюмировал Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев меры по развитию отрасли.

Третье, что также подтверждено выводами ученых, – Узбекистан сделал стратегический выбор в пользу экспорта, отведя импортозамещению вспомогательную роль, поэтому успешные реформы и развитие экономики Узбекистана происходят в рамках именно этих трех принципов. Уместным будет добавить, что ставшее международным общенациональное движение «Юксалиш» еще в 2019 году провело исследование с участием 100 национальных и зарубежных экспертов, выработавших содержание важнейших реформ Узбекистана.

И даже в наше время, когда ряд стран вошел в стагнацию, Узбекистан благополучно проходит шоковый период. В стране прогнозируется ежегодный рост экономики с его увеличением к 2025 году до 6%. К удивлению многих наблюдателей, благодаря уже проведенным реформам Узбекистан остался не только устойчивым к негативным факторам, но и получил существенные преимущества. Если ряд стран столкнулись с трудностями, то Узбекистан, воспользовавшись ростом экспорта и межгосударственных переводов, транзитным расположением, притоком человеческого и интеллектуального капитала, укрепил бюджет, национальную валюту и увеличил объем ВВП на душу населения, который к 2030 году намечено довести до 4 тысяч долларов.

Отдельно надо сказать о притоке в Узбекистан иностранных вложений. Свободных капиталов в богатых странах и в банках много, и отношение к деньгам за многие десятилетия не изменилось – никто не хочет терять вложения и деньги направляются в стабильные страны, где бизнес чувствует себя защищенным и способным приносить новые деньги.

Не случайно в состав Республиканской комиссии по реализации «Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022–2026 годы» и Стратегии «Узбекистан – 2030» включены все высшие должностные лица, которым Президент поручил персональный контроль над выполнением разделов, включающих в себя приоритетные направления, а также регулярные доклады о ходе работ. Принятые Постановлениями Президента Узбекистана документы эффективно работают, поэтому снова возникает естественный вопрос: как это удалось? Ответ на это тоже есть, и он очень короткий – контроль. Именно с целью контроля выполнения намеченных программ Президент регулярно посещает регионы Узбекистана, включая Республику Каракалпакстан, которая развивается, одновременно насаждая зеленые массивы на высохшем дне Аральского моря.

Естественно, проблем в Новом Узбекистане хватает – это развитие Ташкента и других городов, дальнейшая приватизация, занятость, изменение климата и борьба с коррупцией. В числе проблем – обеспечение страны питьевой и оросительной водой, которое обострится с отбором Афганистаном воды из Аму-Дарьи в канал Кош-Тепа. Однако и эта проблема на контроле – в 2023 году в Узбекистане создано Министерство экологии, охраны окружающей среды и изменения климата. А с целью снижения зависимости от водных ресурсов 2024 год объявлен Шавкатом Мирзиёевым годом перехода на экономию воды – в стране принято решение по бетонированию каналов и внедрению капельного орошения. Что же касается отношений с соседями, двусторонние связи между странами будут только развиваться.

В направлении международной политики Узбекистану тоже есть чем гордиться. Внеблоковый нейтральный Узбекистан занимает 4-е место в СНГ по оснащению и боеспособности армии, способной обеспечить национальную безопасность. Оборонная доктрина Узбекистана основана на принципе неприменения военной силы, кроме случаев пресечения и отражения военной агрессии. Гарантии стабильности и развития государства обеспечивают Узбекистану поступление инвестиций, и страна успешно взаимодействует с крупнейшими международными организациями – ООН, ШОС, ЕАЭС и с их структурами, с Всемирным банком и другими международными финансовыми организациями. Посольства и консульства Узбекистана находятся во многих странах мира, страна является постоянным членом ОТГ и завершает подготовку к вступлению в ВТО. Отдельно следует сказать об эффективном сотрудничестве стран в формате «Россия – Центральная Азия». Узбекистан также связан с Россией «Декларацией о всеобъемлющем стратегическом партнерстве», подписанной 15 сентября 2022 года в Самарканде.

Начиная с 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Центральной Азии успешно реализуется инициатива Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева по укреплению регионального и международного сотрудничества и обеспечению мира, стабильности и устойчивого развития. Именно по инициативе Президента Узбекистана в 2021 году в ООН была принята резолюция по спасению Аральского моря.

Экспорт продукции Узбекистана в целый ряд регионов весьма привлекателен для республики. Для этой цели Узбекистаном подписано более ста проектов на десятки миллиардов долларов в электроэнергетике, нефте- и газодобыче, в сфере железнодорожного транспорта и в других отраслях. Рассматривая содержание инициатив Узбекистана в ШОС, можно сделать вывод о полном соответствии инициатив Шавката Мирзиёева с интересами стран, входящих в проект КНР «Один пояс, один путь».

Затрагивающий три четверти известных запасов энергии и полезных ископаемых в мире, китайский проект призван связать транспортными коридорами Азию с Европой и Африкой. В этих коридорах Узбекистану отведена роль не просто транзитного звена, но и активного участника конкретных проектов со всеми положительными изменениями, которые позволят республике получить выход к Персидскому заливу и расширить коммерческие маршруты. Узбекистан уже пользуется потенциалом морских портов Поти и Батуми для экспорта своей продукции, и Грузия, наряду с Азербайджаном, становится для Узбекистана ключевой транзитной страной на Южном Кавказе, играющей стратегическую роль в соединении Узбекистана с Западом, – это именно то, что подчеркивали в Ташкенте.

В наше неспокойное время, когда мир столкнулся с новыми угрозами и вызовами, лидер Узбекистана сделал решающий вывод: «Мы должны быть открыты миру, а мир должен быть открыт для нас». По всей вероятности, противопоставить этим словам нечего.

Фото: Официальный веб-сайт Президента Республики Узбекистан

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру