«Раньше были хорошие отношения»: генерал Попов объяснил потерю польским МиГ-29 топливного бака у российской границы

«Мог сделать интенсивный вираж, перегрузка была больше расчетной»

Истребитель МиГ-29 польских ВВС во время тренировочного полета потерял у границы с Россией подвесной топливный бак, сообщило командование Вооруженных сил Польши. Инцидент произошел в недалеко от города Эльблонг, в 30 километрах от границы с Калининградской областью. Прокомментировать случившееся мы попросили заслуженного военного летчика России, генерал-майора Владимира Попова.

«Мог сделать интенсивный вираж, перегрузка была больше расчетной»

— Технически это возможно, — говорит генерал-майор Владимир Попов. — Подвеска топливных баков осуществляется механически: замок — кольцо — ушко, которое присоединяется к подвесной системе. Сам замок закрывается механически. При выработке топлива в боевых условиях предусмотрен аварийный сброс подвесных топливных баков. (Топливо на МиГ-29 располагается в пяти баках, не считая подвесных — под корпусом и двух под крылом. — Авт.). Это делается, во-первых, чтобы не создавать лишнее сопротивление, во-вторых — для маневрирования.

Эксперт объясняет, что это система электрического привода.

— Электрическая часть по какой-то причине может замкнуть, это редко, но случается. У меня был случай в эскадрильи. Я был комэском, и у моего однокашника, командиром звена, произошел сброс топливного бака. Как правило, если стоят параллельно баки на левом полукрыле и правом, то при срабатывании одного бака, должен уходить и второй. Там сделана электрическая блокировка, контакт сразу срабатывает, чтобы был сброшен и второй бак. Чтобы не было дисбаланса, крена, особенно если сбросился полный бак.

Генерал-майор вспоминает, что тогда у майора, командира звена, один топливный бак сорвался и ушел, а второй остался висеть. Он не сбросился из-за оголенного проводка, подходящего к катушке электрического сброса, и капельки воды, влаги. Цепь замкнулась на самом замке.

— Потом определили, что летчик здесь не при чем. Оборудование отправили на исследование в Центральный научно-исследовательский институт ВВС Минобороны, который располагается в Люберцах. Конструкторы определили, что такое возможно. Потом даже переделали узел крепления подвода электричества к сигнальному прибору, который должен открывать замок и сбрасывать бак.

Заслуженный военный летчик напоминает, что для Прибалтики характерна повышенная влажность. У специалистов, которые занимаются обслуживанием МиГ-29 в Польше, уже, минимум как десять лет, нет взаимодействий с КБ и заводом-изготовителем истребителей.

— То есть, около 10 лет им в Польшу не поступает информация о замене каких-то деталей. Это все касается версии, связанной с технической неисправностью. Но, не исключено, что летчик мог непроизвольно допустить ошибку. Особенно, если он неопытный, недостаточно натренированный. Мог, выключая или включить какой-то тумблер, например, чтобы сделать тактическое (учебное) бомбометание или пуск ракеты, автоматически зацепить рукавом комбинезона или перчаткой аварийный сброс баков. Недаром он находится в боевой системе управления. Здесь уже ошибка летчика.

Все это, как говорит эксперт, будет записано на тестере — в «черном ящике», который фиксирует показания приборов.   

— Местные жители поделились в соцсетях, что перед падением топливного бака МиГ-29 делал «странный вираж» в небе. Правда, в сообщении ВС Польши об этом не упоминается.

— Летчик мог сделать интенсивный вираж. И перегрузка была больше расчетной. Баки у нас рассчитаны на перегрузку 3-4 единицы. Если перегрузка была 6 единиц, то бак мог оторваться и сам. Если ушел один бак, то я думаю, что он был подфюзеляжный. Летчик мог также начать круто крутить какую-то фигуру, например, косую петлю. Или, может быть, резко, с креном, выводил самолет из пикирования. И бак оторвался.

— Какие при этом могут быть последствия?

— Даже если бак был с топливом, это достаточно безопасно, если, конечно, он не угодил ровно в какое-то судно, лодку или береговое сооружение. Взрыва не произойдет, потому что керосин достаточно инертен. Чтобы все воспламенилось и взорвалось, для керосина нужна поджигающая система, запал. Если оторвался и упал пустой бак, он может что-то немного помять.

Сейчас комиссия по расследованию авиапроисшествий займется расследованием ЧП.

Генерал-майор рассматривает вариант, если бы топливный бак МиГ-29 ВВС Польши упал на нашей территории.

— Если бы он упал в поле, каком-то овраге, на дороге и не принес бы никакого ущерба, мы просто бы предупредили, что зафиксировали такой случай. Сделали бы это по линии взаимодействия погранвойск, по линии МИДа. У нас сейчас нет взаимодействия по линии Министерства обороны. А раньше у нас были достаточно хорошие взаимоотношения. Мы могли напрямую позвонить в конкретный аэродром военного назначения и рассказать командиру о произошедшем, попросить его разобраться и сообщить нам о результатах.  

В любом случае, как говорит заслуженный военный летчик, если информация по линии ВВС РФ об этом инциденте прошла, то во всех подразделения, где стоят на вооружении Миг-29, или любые их модификации, будет проведен, так называемый, парко-хозяйственный день (ПХД).

— СДшники, вооруженцы, инженеры, которые занимаются обслуживанием самолетов, обязательно обратят внимание, а все ли там нормально? Где-то в Польше случился инцидент, а проверку не мешает провести и у нас. Машина-то серийная. Это называется профилактические действия по мерам безопасности эксплуатации самолета. 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру