«Не наш президент»: визит Макрона подстегнул стремление Новой Каледонии к независимости

«Не понимаю, почему нашу судьбу обсуждают люди, которые здесь даже не живут»

После визита французского президента Макрона во взбунтовавшуюся тихоокеанскую колонию канаки – представители местного населения – Новой Каледонии требуют своего собственного будущего.

«Не понимаю, почему нашу судьбу обсуждают люди, которые здесь даже не живут»

Демонстрации в Новой Каледонии начались 13 мая, вызванные реформами в области голосования, предложенными французским парламентом. В результате мародерства, поджогов и столкновений шесть человек погибли, сотни получили ранения и был нанесен значительный ущерб. Беспорядки происходят на фоне опасений по поводу неравенства и многолетних усилий Новой Каледонии по обеспечению независимости.

Как пишет The Guardian, 52-летний коренной канак, назвавшийся Майком, выступил с речью с блокпоста на дороге к северу от столицы Новой Каледонии за несколько часов до прибытия президента Франции на тихоокеанскую территорию, которая оказалась парализована бурными протестами.

По словам Майка, к голосу местных канаков “никто не прислушивается”.

Поспешный визит Макрона, даже по словам его собственных советников, был “двойной ставкой”.

Но хотя президент Франции стремился к встречам, несмотря на политические разногласия, и признавал, что неравенство увеличилось, его формулировки тоже были красноречивыми.

“Восстановление республиканского порядка, - многозначительно сказал Макрон, - является приоритетом”. Он покинул Новую Каледонию после 18 часов пребывания на месте, пообещав, что реформы, которые дадут право голоса десяткам тысяч жителей, не принадлежащих к коренному населению, не будут проводиться силой, но ситуация будет пересмотрена еще раз в течение месяца.

На блокпостах протестующие заявляют, что отсрочки недостаточно и что реформы должны быть отменены, пишет The Guardian.

“Заявления президента Макрона разочаровывают, - сказал в пятницу 51-летний канак с блокпоста на дороге. – Мы находимся в той же точке зрения. Он продолжает позволять ситуации ухудшаться, не предпринимая решительных действий, чтобы успокоить ситуацию”.

“Решение будет исходить не от государства, оно будет исходить от самих каледонцев”, - заявил французскому телевидению из Новой Каледонии активист Жан-Пьер Хоуи, член НСФОК, выступающий за независимость, в преддверии визита президента.

Макрон сказал, что силы безопасности будут оставаться столько, сколько потребуется. Но представитель НСФОК Джимми Науна настаивал на том, что присутствие французских сил безопасности – более 3000 человек сейчас находятся на местах, в основном в Нумеа и его окрестностях – усугубляет ситуацию.

“Вы не можете продолжать отправлять войска только для подавления протестов, потому что это приведет к новым протестам”, - сказал он корреспонденту Pacific Beat на канале ABC.

“Что мы здесь делаем, размещая армию? Это не раздираемая войной страна. Мы не террористы, как они говорят”, - сказал Жозеф, активист, дежуривший на контрольно-пропускном пункте в Думбее, к северу от Нумеа.

Науна сказал, что нынешний пожар в Новой Каледонии был “политической ситуацией, поэтому необходимо политическое решение”.

Но на баррикадах, которые выросли по всей территории, блокируя основные дороги и объекты инфраструктуры, активисты дают понять, что у этих протестов есть и экономические и социальные аспекты; гнев канаков против государства не ограничивается вопросом реформы голосования.

Хотя многие канаки не одобряют недавнее насилие, они также понимают гнев разочарованной молодежи.

“Мы слышим, как молодые люди говорят, что готовы умереть на контрольно-пропускных пунктах. Это показывает, насколько глубоко затронуто их достоинство, - сказал Джамиль, который женат на представительнице местного населения и симпатизирует движению за независимость. – Макрон застрял в своем мнении. На самом деле он не оценил по-настоящему происходящее… Он совершил большую ошибку, позволив стране увязнуть”.

Первоочередным вопросом для президента Франции был предложенный законопроект о реформе избирательной системы, но островная территория отличается глубокими различиями; уровень бедности среди коренных канаков, крупнейшей общины, составляет 32,5% по сравнению с 9% среди неканаков, согласно переписи 2019 года.

Эти различия еще более очевидны в статистике образования и занятости, отмечает The Guardian. Только 8% канаков имеют высшее образование, а 46% не имеют диплома о среднем образовании. Между тем 54% людей европейского происхождения имеют высшее образование, при этом среди людей со смешанным происхождением эта доля снизилась до 24%, как показывает перепись 2019 года.

Очевидно, ссылаясь на прошлые усилия по расширению возможностей, Макрон заявил в четверг, что “восстановление баланса не уменьшило экономическое и социальное неравенство, а даже усилило его”.

В более широком смысле тупиковой ситуацией остается спорный процесс обретения независимости Новой Каледонией, пишет The Guardian.

На референдумах в период с 2018-го по 2021 год большинство избирателей высказались за то, чтобы Новая Каледония оставалась частью Франции, вместо того чтобы поддержать независимость. Движение за независимость отвергло результаты последнего референдума, состоявшегося в 2021 году, который они бойкотировали на том основании, что он проводился в разгар пандемии коронавируса. Движение призвало канаков не участвовать в голосовании, утверждая, что из-за Covid кампания за независимость стала невозможной, поскольку целые деревни соблюдали традиционные траурные обряды.

Три референдума были проведены в соответствии с соглашением Нумеа, заключенным с Францией в 1998 году, и третий референдум, состоявшийся в 2021 году, возможно, завершил этот процесс. Предыдущий референдум о независимости, состоявшийся в 1987 году, также провалился.

В соответствии с соглашением 1998 года вновь прибывшим в Новую Каледонию было запрещено участвовать в голосовании, чтобы максимально увеличить избирательное право канаков. После завершения референдумов французское правительство приняло решение наконец предоставить право голоса лицам, родившимся за границей и постоянно проживающим там.

Тем не менее многие канаки в Новой Каледонии продолжают добиваться независимости.

“Мы рады приветствовать Макрона, но он не наш президент”, - сказал 21-летний Аксель, который называет себя потомком канаков.

Протестующие завершат борьбу 30-летней давности, сказал Аксель, имея в виду период массовых беспорядков на территории.

“Те, кто уважает канакский народ, могут жить с нами в мире, - заявил в пятницу 51-летний канакский протестующий. – Пока нет независимости, не будет и безопасности”.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру