Взрывная война

Эксперты “МК”: у Пхеньяна сейчас есть 6—8 ядерных боеприпасов. Скорее всего это авиабомбы

Северная Корея успешно провела ядерное испытание — появившееся вчера сообщение буквально потрясло все мировое сообщество. Ведь в отличие от провалившегося в 2006 году это достигло своей цели. По подсчетам специалистов, вчерашний ядерный взрыв по своей силе был равен тому, что произошел много лет назад в японском городе Хиросима. Теперь СБ ООН решает, как быть со страной, проигнорировавшей запрет на проведения ядерных испытаний...

В то время как сам Пхеньян не торопится раскрывать информацию о месте проведения испытания, геологическая служба США заявила, что подземный толчок магнитудой 4,7 балла по шкале Рихтера был зафиксирован на глубине 10 км в северо-восточной части страны у города Килчу — там же, где и в 2006 году. Эту информацию подтверждают и в Южной Корее. Вот только мощность взрыва куда больше прежней — 20 килотонн, что может сравниться лишь с мощностью атомной бомбы “Малыш”, сброшенной американским бомбардировщиком B-29 Enola Gay на японский город Хиросима. Теперь сейсмологические службы США, Японии, Южной Кореи и России пытаются понять, какого типа взрывное устройство прошло испытание в КНДР. Японские специалисты склоняются к мысли, что это могла быть компактная боеголовка для баллистической ракеты.  

Другой вопрос, который пока не нашел официального подтверждения, касается якобы проведенного сразу после ядерного испытания пуска зенитной ракеты “земля—воздух” с радиусом действия около 80 км. По сообщению южнокорейского информационного агентства Ренхап, он был осуществлен с ракетного полигона на мысе Мусудан, откуда еще в апреле была запущена ракета “Ынха-2” (“Млечный путь”). В подтверждение этой информации агентство приводит данные о том, что 22 мая Северная Корея ограничила мореплавание в прибрежной зоне близ ракетодрома Мусудан. Ренхап сообщает, что ракета была не одна, их было три, две из которых якобы были направлены на американские самолеты-разведчики, осматривавшие предполагаемое место ядерных испытаний КНДР. Запуск третьей ракеты не объясняется.  

Подобные маневры КНДР не остались без внимания в мире. “Подобные провокации приведут лишь к усилению международной изоляции Северной Кореи”, — заявил президент США Барак Обама. Видимо, на этом и будет настаивать американская делегация на созванном вчера заседании СБ ООН. В то же время сам Пхеньян распространяет лозунги о том, что ядерный взрыв вдохновляет население страны на новые трудовые подвиги.  

Имеется ли в виду проведение еще одного ядерного испытания? Как пишет Wall Street Journal, ухудшение самочувствия северокорейского лидера Ким Чен Ира заставляет его идти на подобные шаги для того, чтобы не лишиться власти в стране. Как пишет газета, Северная Корея переживает в настоящее время наибольшую “неопределенность” за последние 15 лет. Сегодня явного преемника нынешнему лидеру не названо. Есть только предположение, что главой государства может стать Чан Сон Тхэк, муж сестры северокорейского лидера, который ранее занял пост во влиятельном комитете национальной обороны КНДР.  

За комментарием “МК” обратился к завотделом разоружения и урегулированию конфликтов ИМЭМО РАН Александру ПИКАЕВУ:  

— Действительно, после болезни Ким Чен Ира его положение в стране серьезно пошатнулось. Это могло стать основной причиной проведения нынешних испытаний. Ему важно заручиться поддержкой военных, чтобы не потерять власть.Кроме того, осуществив взрыв, Северная Корея решила еще раз снова напомнить о себе в мире. После смены администрации в США Пхеньяну вновь потребовалось обозначить свои позиции на международной арене. Главная интрига теперь состоит в том, будут ли введены санкции против Северной Кореи или нет. Существует вероятность того, что Совет Безопасности ООН выпустит новую резолюцию в отношении КНДР. Но включат ли в ее текст установление всеобъемлющей блокады — пока неясно. Китай навряд ли пойдет на жесткие санкции в рамках резолюции СБ ООН. Он может принять меры против этой страны в одностороннем порядке, но в рамках общего обсуждения сохранит сдержанную политику. Россия в этом отношении поддержит Китай.

Инга КУМСКОВА.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Первый вице-президент Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка, бывший начальник Главного штаба РВСН генерал-полковник Виктор Есин:  

— Второе ядерное испытание свидетельствует о том, что Северная Корея прогрессирует в совершенствовании своих ядерных боеприпасов. Ведь мощность первого боезаряда, испытанного в 2006 году, оценивалась в 1—2 килотонны. На мой взгляд, у КНДР сейчас имеется порядка 6 ядерных боеприпасов, максимум — 8. Такая оценка вытекает из количества плутония, изъятого из реактора остановленной АЭС в Йонбене. Скорее всего это могут быть авиабомбы, средством для доставки которых являются бомбардировщики китайского производства “Хун-5”, имеющиеся на вооружении КНДР. Могут ли это быть боевые части ракет? Для этого масса боеприпаса не должна превышать 1000 кг. Уложились ли северные корейцы в эти рамки — ответа на этот вопрос у мирового сообщества пока нет. Вероятность же того, что ядерные боеприпасы являются авиабомбами, близка к единице.

Константин Косачев, председатель думского Комитета по международным делам (“ЕР”):  

— Ситуация предельно непростая и тревожная. Совершенно очевидно, что КНДР наращивает ядерный потенциал и средства его доставки. И сейчас, я полагаю, нужна консолидированная позиция со стороны “пятерки”, со стороны Совбеза ООН, и она должна быть жесткой, фиксирующей неприятие того, что происходит.
У меня четкое ощущение, что иного решения, кроме как диалог, быть не может. И все последние события подтверждают Мы должны избегать решений по новым санкциям, поскольку они будут иметь прямо противоположный эффект, усиливая конфронтацию и недоверие сторон.

Марина ОЗЕРОВА.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру