“Единство” оказалось выше “Отечества”

На выборах в парламент Южной Осетии победу одержали сторонники президента

В новом парламенте Южной Осетии абсолютное большинство мандатов будет распределено среди сторонников президента Эдуарда Кокойты. Среди трех преодолевших 7%-ный барьер партий только коммунистическую можно с известными оговорками отнести к оппозиции, однако нет сомнений, что по ключевым вопросам команда президента сумеет найти взаимопонимание и с коммунистами.

Радикальная (по осетинским, разумеется, меркам) оппозиция в лице партии “Фыдыбаста” (“Отечество”) в парламент не попала. По предварительным данным, которые вряд ли претерпят существенные изменения, партия не сумела преодолеть 7%-ный барьер. В соответствии с этими данными, оглашенными в 10 утра 1 июня председателем ЦИК Беллой Плиевой, абсолютным лидером выборной гонки оказалась пропрезидентская партия “Единство”, которая набрала 46,38% голосов.

 На втором месте — Народная партия с 22,53%. У компартии — 22,25% голосов. Социалистическая партия “Фыдыбаста” набрала 6,37%, что не позволяет ей участвовать в распределении депутатских мандатов. Эти данные получены при обработке протоколов всех 95 участковых избирательных комиссий. Окончательные данные ЦИК обещает опубликовать до 7 июня.  

Таким образом, 34 депутатских мандата предварительно распределяются так: у “Единства” — 17, компартия получает 8 и Народная партия — 9 мандатов. Народная партия в ее нынешнем виде тоже может считаться пропрезидентской. Ее предвыборный список был сформирован на “альтернативном” съезде партии, который прошел 10 апреля под руководством министра МЧС, члена партии “Единство” Валерия Бибилова. Неудивительно, что в этот список попали в основном сторонники президента. Съезд партии, прошедший на два дня раньше, — 8 апреля, под руководством лидера партии Роланда Келехсаева, составил совсем другой список. Однако ЦИК этот список не зарегистрировал. При таком раскладе в парламенте формируется твердое пропрезидентское большинство из “Единства” и Народной партии. У них в совокупности 26 мандатов против 8 коммунистических. То есть президент может провести через парламент любое необходимое ему решение.  

Вячеслав Гобозов, лидер “Фыдыбаста”, объясняет низкий результат своей партии фальсификациями: “Власти очень хотели, чтобы мы не прошли в парламент, и сделали для этого все, — говорил он после того, как стали известны предварительные результаты выборов. — В городе и на тех участках в районах, где я побывал в день голосования, серьезных нарушений не было. Но у нас много вопросов к голосованию в Ленингорском районе (этот район до войны контролировался Тбилиси. — Авт.), где у нас не было возможности присутствовать на участках. Наши наблюдатели передавали довольно тревожную информацию и из Северной Осетии, где, по официальным данным, на избирательных участках явка зашкаливает. Из 52 тысяч официально заявленных избирателей в Северной Осетии проголосовало около 17 тысяч. Эти голоса могли существенно повлиять на результаты выборов. На два участка, во Владикавказе и Эльхотово, где проголосовали 4700 человек, наших наблюдателей утром вообще не пустили, они не видели, как запечатывают урны”.  

Впрочем, после окончания голосования, еще до объявления его итогов, лидеры всех партий на пресс-конференции заявили, что серьезных нарушений в ходе голосования они не заметили. Все четыре политика сошлись на том, что главное — то, что выборы состоялись и прошли при высокой явке. “Пришло почти 80% населения, — заявил глава Компартии Станислав Кочиев. — Мы думали, что часть населения откажется приходить на выборы, но мы рады, что ошиблись”.
Об этом же говорил и президент республики Эдуард Кокойты.  

В своем первом после подведения итогов голосования публичном выступлении Эдуард Кокойты также принес извинения испанской журналистке Пилар Боне. Она оказалась жертвой бдительности осетинских силовиков. В день выборов Пилар отправилась на избирательные участки в отдаленных районах, а свой ноутбук оставила на хранение одному из охранников пресс-центра. Поскольку ее долго не было, охранник заподозрил неладное и позвонил в КГБ. Кагебешники приехали с собакой, натренированной на поиск взрывчатки. Собака тут же легла перед компьютером. Силовики решили, что это взрывное устройство, и компьютер Пилар вместе со всем ее архивом был уничтожен на полигоне. Впрочем, республика уже подарила ей новый.  

— Я попрошу уважаемых журналистов с пониманием отнестись в тому, что произошло, — сказал президент. — Меры безопасности в республике были усилены. За эти два дня мы предотвратили два теракта на территории Южной Осетии.  

В период предвыборной кампании и в день голосования в городе во многих местах можно было увидеть плакат партии “Единство”, на котором лидер партии, родственник президента Зураб Кокоев обменивается крепким рукопожатием с председателем “Единой России” Борисом Грызловым. Надпись на плакате гласит: “В Единстве наша сила!” Утверждают, что г-н Кокоев даже заявил как-то, что “Единство” является дочерней организацией “Единой России”.  

Медсестра Заретта и ее муж, ветеринар Феликс, как и многие в Южной Осетии, голосовали за “Единство”. “Надо поддержать эту партию, надо поддержать президента, потому что они добились независимости нашей республики”, — говорят они. Во время войны Заретта не уходила из республиканской больницы, где она работает в реанимации, несколько дней, а Феликс в это время прятался от снарядов в подвале. Их дом по цхинвалским меркам пострадал не очень сильно: выбиты стекла и в крыше 78 дырок. Они получили компенсацию — 50 тысяч рублей. “На ремонт дома этого не хватит — нужно как минимум 200 тысяч, — говорит Заретта.

 — Но большинство наших знакомых и этих денег не увидели. Кроме денег, мы получили стекла, но отдали их людям, которые больше нас нуждались”. Многие окна в доме Заретты и Феликса до сих пор затянуты целлофаном. Выдача этих компенсаций, которые до сих пор не получили большинство югоосетинских семей, возобновилась дней за десять до выборов, а потом опять была прекращена.
Цхинвал.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру