Святую землю пытаются поделить

Достанется ли арабам часть Иерусалима?

Очередная попытка договориться по Ближнему Востоку стартовала в Вашингтоне. Это первая после конференции 2008 года в Аннаполисе встреча лицом к лицу лидеров Израиля и Палестинской автономии.
Достанется ли арабам часть Иерусалима?

Как и на предыдущем саммите, переговоры поддерживают не все игроки ближневосточного процесса. Биньямину Нетаньяху и Махмуду Аббасу приехали подсобить представители международного квартета посредников (ООН, США, ЕС, Россия), лидеры Египта и Иордании. Представители Сирии и Ливана от участия отказались, а Иран и “Хамас”, властвующий в Газе, не пригласили. Буквально за день до начала саммита боевики этой организации совершили теракт, расстреляв машину с пассажирами на одной из ночных трасс Израиля. Четыре человека погибли. Шестеро детей остались сиротами. Чтобы не срывать начало долгожданного мирного процесса, израильтяне от жесткой ответной реакции решили пока воздержаться.


Но каковы шансы на успех нового витка переговоров? “МК” попытался ответить на этот вопрос, обратившись к истокам конфликта. Не секрет, что в 1947 году произошло событие, на многие десятилетия предопределившее развитие ситуации на Ближнем Востоке. ООН, принимая решение о создании на территории Палестины еврейского и арабского государств, руководствовалось вроде бы благими мотивами. На самом деле мировые державы подложили двум почти братским народам огромную, некошерную и нехаляльную свинью… Границы будущих государств оказались начерчены таким образом, что практически все земли и памятники истории, связанные с еврейским наследием (Восточный Иерусалим, Хеврон, Шхем, Вифлеем), были отписаны палестинцам, а современное Государство Израиль перенесли на территории, почти не связанные с историей древних иудеев. Последствия такого бездумного (или наоборот — хорошо продуманного) шага проявились моментально. Вспыхнула первая арабо-израильская война. С небольшими промежутками кровавое противостояние продолжается до сих пор.


Почти наверняка мы никогда не узнаем о том, чей карандаш вычертил такие замысловатые границы двух государств. А самое главное — зачем и почему? Однако всем известно: территориальная проблема остается главным камнем преткновения в споре палестинцев и израильтян. И без ее решения мира на Ближнем Востоке не будет.


О чем же сегодня совещаются в Белом доме Барак Обама, Биньямин Нетаньяху и Махмуд Аббас? Повестка дня практически та же самая, что и в октябре 1991 г., во время первой арабо-израильской мирной конференции в Мадриде: признание арабскими странами Израиля как еврейского государства, безопасность и окончательные границы двух государств, судьба Иерусалима и еврейских поселений в Иудее и Самарии, возвращение палестинских беженцев, инфраструктура двух государств, экономическое сотрудничество, доступ к водным ресурсам.


По логике переговоров, первый пункт — основополагающий. Именно от него зависит судьба последующих. Но за несколько дней до саммита Палестинская автономия устами пресс-секретаря палестинского правительства Хассана аль-Хатиба заявила, что не признает Израиль еврейским государством и данное требование является “палкой в колесах политического процесса, лишающей палестинцев права на возвращение”. Похожая ситуация и по всем другим вопросам. Согласия нет не только между сторонами, но даже среди членов одной команды. Так, накануне переговоров министр обороны Израиля Эхуд Барак в интервью газете “Хаарец” сказал, что мирное соглашение с палестинцами предусматривает раздел Иерусалима между Израилем и будущим палестинским государством, а также введение особого режима для контроля над святынями Иерусалима. Но его сразу же поправили представители главы правительства Нетаньяху, сообщившие, что Иерусалим останется объединенной столицей Израиля.


Существует ли выход из этой запутанной ситуации? По мнению присутствующего на встрече президента Египта Хосни Мубарака, если стороны не придут к согласию, стоит передать спорные территории под контроль международных сил. А поскольку Израиль не согласится на ввод в Восточный Иерусалим солдат из мусульманских стран, то в таком случае религиозные святыни древнего города наверняка вновь вернутся под контроль солдат потомков иных империй. Вполне возможно, именно о таком варианте развития событий думали в далеком уже 1947 году руководители стран — основателей иудейского Израиля и мусульманской Палестины. Ведь в Палестине находятся еще и главные христианские святыни. А древний принцип “разделяй и властвуй” использовали не только римские императоры.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру