Бабу-ягу выселяют из избушки

В Ярославской области власти лишают жилья сказочную старушку

Сказка — ложь, да в ней намек — на коммерчески успешный бизнес. Именно из-за этого намека на родине Бабы-яги, что в селе Кукобой, уже больше месяца не утихают споры. “Нашу Ягу хотят сделать бомжем”, — негодуют сельчане.

Взявшись за “сказочный бизнес” шесть лет назад, частный предприниматель Лилия Плетнева и не предполагала, что на ее подопечную обрушится столько нареканий от местных жителей и духовенства. Но как только соседи всей душой прикипели к колченогой старухе, а на родину Яги стали приезжать по 11 тысяч туристов ежегодно, администрация района решила попросить коммерческую нечисть с арендуемых площадей. Видимо, чиновников осенило: на государственных землях должна кошмарить туристов своя Яга — муниципальная. Сперва старухе со ступой устроили темную: в ее усадьбе отключили электричество. А вслед за тем и вовсе “попросили” собирать скарб. Решится ли квартирный вопрос у сказочной старухи, выяснял корреспондент “МК”.

В Ярославской области власти лишают жилья сказочную старушку
Сама Яга и ее директор считают, что здесь хотят поселить государственный клон Костяной Ноги. “Фигушки...” — решительно настроена коммерческая нечисть. фото: Анастасия Гнединская

“...Ехал он долго ли, коротко ли, низко ли, высоко ли, ехал день до вечеру — красна солнышка до закату — и наезжает на избушку...” И по сей день не устарела сказка — хоть современный турист и пересел с Конька-Горбунка на более быстроходный транспорт, а добраться к родным пенатам Бабы-яги, минуя экскурсию, все так же нелегко. Сперва до Вологды или Ярославля, потом автобусом до села Пречистое. А уж оттуда как по сказке — лесом-полем два часа до Кукобоя.

— А вы что ж думаете, Яга посередь города жить должна? — пропускают мимо ушей мои жалобы на труднодоступность здешней туристической Мекки попутчики в автобусе.

Раздвоение сказочной личности

Бревенчатая избушка притулилась на краю соснового парка. Стоит, как и положено в сказке, отвернувшись фасадом от дорогих гостей. Видимо, фольклорным материалом здесь не пренебрегают — потому как сколько ни кликали мы волшебную старушку и ни барабанили в дверь, на убедительные просьбы никто так и не вышел. Только из-за бревенчатых стен поскрипывал легко опознаваемый голос: “Неужто сказок не читали? Что нужно сказать старушке при встрече?”

Пришлось уступить: “Избушка-избушка, повернись к лесу задом, а к корреспонденту “МК” передом...”

Скрипнула механическая железная “нога” — и сруб обернулся вокруг своей оси. Из-за двери выплыл длинный нос, облепленный бородавками.

— Что, лупоглазенькие, приехали старушку проведать? Это дело хорошее, тем более бабушка со дня на день по миру пойдет. Так и запишите: Баба-яга готовится узел с пожитками на палку повесить и идти пешком в столицу — милостыню просить. Потому как в муниципальные руки я переходить не намерена. А без “родового имения” на хлеб с маслом мне да моим помощникам не заработать!

Войдя в раж, старушка уже не собирается останавливаться:

— Семь лет я жила в Кукобое как в сказке: детей веселила, свадьбы-корпоративы устраивала. Да о нашей глухомани только благодаря мне стало известно на всю страну! А здесь — бац — решили наш проект к рукам прибрать! Ведь глава района так и сказала: не хотите переходить на муниципальное предприятие, значит, я свою Ягу сделаю! Но ведь не можем мы вдвоем одно село делить? Это даже для сказки слишком...

Битва за выживание

И в прежние времена жизнь волшебной бабки не была безмятежной: то девица из сказки “Гуси-лебеди” похитит братца, оставив старую без ужина. То жихарь в печи испечет. А в новом тысячелетии Костяную ногу и вовсе начали жилищные неурядицы преследовать — с тех самых пор, как старую прописали на ПМЖ в селе Кукобой.

Вообще-то “климат” здесь для туризма самый подходящий. Огромный Спасский собор, что возвышается посреди села, по красоте и величию не уступает ярославским. Говорят, ради этого собора местные жители даже пожертвовали железной дорогой, о чем, возможно, теперь и жалеют. А в 1909 году, когда купец Иван Воронин, который был родом из здешних мест, предложил землякам на выбор — построить собор или железную дорогу до Пошехонья, народ, не задумываясь, выбрал первое. “Пусть храм поможет изжить из здешних лесов разгулявшуюся нечисть...” — решили сельчане.

Местный источник же, уверяют на селе, и вовсе готов составить конкуренцию клиникам пластической хирургии.

— По легенде, у Ивана Кемского, который владел нашим селом, была дочь — красавица, но с безобразно кривыми ногами. Она не раз приходила к этому роднику, опускала в ключевую водицу свои ноженьки и плакала. А через некоторое время случилось чудо: ее ноги выпрямились, и она удачно вышла замуж... — рассказывают о кукобойской чудо-водице жители.

Вот только ни источником, ни тем более собором экскурсантов в такую глушь не заманишь. Тогда-то в райотделе культуры и было решено совершить сказочный рывок в развитие туризма. В местном фольклоре опять-таки легенда подходящая подобралась.

— Давным-давно в наших лесах жила старушка-затворенка. Редко кто видел ее в чащобе — сгорбленную, с посохом. Если же кто из грибников набредал на ее избушку, во второй раз вернуться туда уже не мог. Видать, место, где обитала та баба — а в народе ее именно так и величали, — было заколдованным. На старости же лет ей стало одиноко жить в лесу, вот она и перебралась поближе к людям.

Но сказки сказками, а в 2004 году Кукобой решено было провозгласить родиной Бабы-яги. Спустя год оформили ООО, руководить которым пригласили его нынешнего директора Лилию Плетневу.

— Тогда, семь лет назад, во главе идеи стоял начальник отдела туризма района Анатолий Иванович Бредников, — вспоминает Лилия Плетнева. — На деньги района в парке поставили избушку, начали первых туристов приглашать. Потом же появилось наше общество с ограниченной ответственностью, и мы начали развивать проект. До этого я работала в ветлаборатории, но ее закрыли. Три месяца стояла на бирже труда, как вдруг подвернулась Баба-яга.

Только вот сельчанам соседство со сказочной старухой не понравилось. “Это что же получается, мы отказались от железной дороги, чтобы потом у нас под боком опять нечисть обосновалась?” — бил себя в грудь православный люд. Вслед за мирянами на фольклорную новоселку осерчало и местное духовенство. И то правда: избушка-то стоит всего в нескольких десятках метров от Спасского собора.

Много лет Яга встречала в этой избушке туристов. Но почему-то арендуемые старухой земли решили отдать другому сказочному персонажу. фото: Анастасия Гнединская

— На мой первый день рождения, который отмечается в июне, сюда съехались представители епархии и начали раздавать всем гостям листовки, в которых призывали людей изгнать из села старуху-ворожею, — вспоминает Баба-яга. — Говорили: не место Яге рядом с храмом.

Но местные жители быстро смекнули: сказочный путь развития туризма — один из самых окупаемых. Пусть сам черт живет, раз благородных обитателей сказок уже всех разобрали.

Уладили конфликт и со служителями церкви.

— Священники поняли, что Баба-яга — просто сказочный персонаж. Дети приезжают на костюмированную экскурсию, заодно знакомясь с русскими народными сказками. Разве это плохо? — удивляется предпринимательница. — К тому же экскурсия обычно начиналась с осмотра собора — туристы покупали свечечки, иконки. Приход у нас маленький, поэтому для храма это был существенный доход.

Но это присказка, сказка же чередом пошла. В начале года выяснилось, что на хоромы Костяной ноги имеет виды ряд сказочных и реальных персонажей.

Своя старушка ближе к делу

— В середине января нас собрала глава района Инна Голядкина и предложила всему коллективу перейти в муниципальную собственность, — рассказывает Лилия Плетнева. — Мы, естественно, отказались. Тогда она сказала: “Не хотите, так можете вообще без работы остаться. Я наберу артистов и создам свою Бабу-ягу!”

Тогда “свита” сказочного символа Кукобоя решила: “Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается”. Но 24 января глава района перешла от слов к делу — непокорной героине решено было устроить темную. В три часа дня пришел электрик и перерезал провода. Формально — из-за того, что счетчик не был опломбирован, а провода для освещения парка были протянуты прямо по деревьям. “Не хотим, чтобы у нас вторая “Хромая лошадь” случилась”, — переживала глава района.

Вот только Лилия Плетнева уверяет: все разрешающие документы у фирмы на руках.

— Есть и акты разграничения, и договоры с электроснабжающей организацией, — перечисляет предприниматель. — Провода у нас действительно идут по деревьям, но парк, где мы находимся, является природоохранной зоной, поэтому в землю их закапывать нельзя. Иначе можно повредить корни. К тому же вся проводка находится в специальных кабелях: завершив программу, мы полностью обесточиваем парк.

Но так или иначе, а 24 января Ягу настиг рукотворный энергетический коллапс. Избушка, магазин, пещера медведя и весь парк погрузились во тьму.

— На следующий день у нас сорвались две группы туристов: мы были вынуждены им отказать, поскольку не было ни музыки, ни освещения, — перечисляет убытки Лилия Плетнева. — После передумали ехать еще две группы. Но даже не так страшны материальные издержки, как удар по имиджу. Ведь так фирмы могут решить, что у нас здесь все на ладан дышит, и вообще перестать возить людей. К тому же в магазине отключились холодильники, из-за чего испортилось много продуктов.

Дабы спасти “потухшую” репутацию, Яге пришлось закупить пару генераторов и проводить программу с ними. Но еще через несколько дней старую и вовсе попросили паковать чемоданы. Как объяснили “МК” в администрации Пречистенского района из-за того, что у ООО закончился срок аренды.

фото: Анастасия Гнединская

— Да что вы с этой Бабой-ягой так носитесь? — удивлялась в телефонную трубку глава района. — Срок реализации договора закончился, заявлений, чтобы продлить договор, от них не поступало.

— А если они попросят продлить документы на аренду, вы согласитесь?

— Нет, там будет другое предприятие — муниципальное.

Глава района долго не хотела раскрывать, что именно за фирму планируется открыть во владениях Яги. Потом все же проговорилась.

— Туристическую. У нас в районе есть много брендов, которые можно развивать. Вот, к примеру, фея леса...

Наверное, логичнее было бы оставить пользующийся популярностью бренд на насиженном месте, лесной же волшебнице найти другую вотчину. Только вот Инна Голядкина почему-то так не считает.

— Ну а что Яге мешает другие площади снять? — удивляется глава района. — В селе есть колхозная контора, есть лесническая контора. Ягу ведь никто не закрывает: арендуйте новые площади и работайте на здоровье.

О государственном клоне Костяной ноги, утверждает глава района, при встрече с работниками ООО и вовсе не было сказано ни слова.

— Работу в муниципальном предприятии мы им предлагали. А о том, чтобы забрать бренд, не было и речи. Проблема здесь в другом: в бизнес нужно вкладывать деньги, развиваться, а они этого не делают. Необходимо развивать сферу услуг, строить новые домики, точки общественного питания. А они зациклились на одном помещении, будто других проблем нет.

Фея леса “жильем” обеспечена

Ни сама Яга, ни ее “продюсер” Лилия Плетнева с репликами главы района категорически не согласны. Более того, оказалось, письмо с просьбой продлить аренду они отправляли. Но получили решительный отказ.

— Вот это письмо, — Лилия Плетнева кладет на стол папку с перепиской. — Мы просили продлить аренду до конца года, с тем чтобы найти новые помещения и произвести там ремонт. Мы объясняли, что, если сейчас нас попросят из парка и из офиса, мы просто потеряем поток туристов. Ведь у нас уже заключены договоры до апреля, а некоторые группы уже оплатили свой визит в сказку. Если мы сейчас всем им откажем, это будет огромный удар не только по нашей фирме, но и по туриндустрии района. Ведь мы, без лишней скромности, являемся здесь самым известным брендом.

Кстати, стабильно развивающимся. За последнее время в парке была отстроена берлога медведя, ледяная горка, лавка со съестным и сувенирами. Все, уверяет Плетнева, на деньги фирмы. Даже избушку оборудовали поворотным механизмом — теперь без катания на бревенчатом срубе не обходится ни одна экскурсия.

— К тому же мы регулярно платим налоги — порядка 700 тысяч за год. Плюс арендная плата. Все отчеты у нас есть. И клубу, где у нас находится офис, мы тоже помогаем: выделили 50 тысяч на ремонт, “косметику” делаем напополам с районом.

Свита Яги недоумевает: зачем изгонять старуху с занимаемых площадей, когда другой бренд можно развивать параллельно.

— В доме культуры есть свободное помещение библиотеки — несколько лет назад детскую и взрослую “избу-читальню” слили в один зал. К тому же и другие комнаты используются редко, — говорит Лилия. — А вот контора лесничества, как мне кажется, сейчас как раз не свободна.

Лесная фея, оказалось, и вовсе жильем обеспечена — в селе Пречистое у нее есть прекрасный музей. Туристы заезжают туда по дороге к Бабе-яге.

Именно поэтому скандал с арендой и срочное переселение феи Костяной ноге кажется не иначе как прикрытием для более коварных планов.

Яга шагает в ногу со временем

Пока мы разговариваем с Лилией, старушка вешает на гвоздик длинный нос, снимает лохмотья и превращается в красну девицу Наталью Лебедеву. Кем только не побывала в начале своей карьеры худрук кукобойского дома культуры: и Кощеем, и Снегурочкой, и цыганкой. А сроднилась только с Бабой-ягой.

— Над образом я работала целый год, — вспоминает Наталья. — Мне не хотелось, чтобы она была похожа на милляровскую героиню или на Ягу из советских мультиков. Ладно, пусть будет родом из леса, но старается шагать в ногу со временем. Именно поэтому в лексиконе у бабули есть современные слова: прикол, круто. Ребята, узнав, что старуха с ними на “одной волне”, в восторг приходят.

Ягой она работает уже семь лет и помнит, скольких усилий стоило поставить на костяные ноги этот проект.

— Первый костюм я шила сама — денег у нас совсем не было. Только потом мы смогли заказать маску на “Мосфильме” и одежку оформить у вологодских модельеров. Да и вообще первое время все держалось на голом энтузиазме: программу проводили под обычный магнитофон. А еще все эти годы я стараюсь не забывать моих маленьких гостей, веду с ними переписку. Сперва думали, что почта Яги конкурировать с дедморозовской не сможет. Но писем приходит все больше: дети обращаются ко мне за советом, часто просят примирить их с друзьями.

Вот только уладить собственный конфликт с администрацией у старушки никак не получается. Пришлось пойти на крайние меры.

— Мы, конечно, надеемся на мирное решение проблемы. Но и урок из этой сказки тоже извлекли: недавно мы зарегистрировали свой бренд, — говорит Лилия Плетнева.

Теперь законным путем вторую Ягу здесь не посадишь. А фея леса умудренной опытом старухе все равно не конкурент. Но, видимо, в администрации района так не считают. И грозят выселить Бабу-ягу по суду.

— 1 марта к нам пришло письмо, в котором предписано было освободить помещения и занимаемые Ягой земли до 15.00 следующего дня. Но мы съезжать по доброй воле не планируем. Поэтому сейчас они готовят документы в суд, а на нас насылают всяческие проверки: из санэпидемстанции, из Ростехнадзора, — говорит Лилия. — Но мы ни проверок, ни судов не боимся. Тем более идти сказочной бабуле в Кукобое особо некуда...

Ярославская обл. — Москва

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру