Мой Дербенев

В ряду авторов песен наряду с Владимиром Высоцким, Булатом Окуджавой, Александром Галичем, Татьяной и Сергеем Никитиными, Еленой Камбуровой — стоит и Леонид Дербенев

В ряду авторов песен наряду с Владимиром Высоцким, Булатом Окуджавой, Александром Галичем, Татьяной и Сергеем Никитиными, Еленой Камбуровой — стоит и Леонид Дербенев
Песни Дербенева пели все звезды российской эстрады (Лев Лещенко и Леонид Дербенев).

О поэте

Песню о кедах я услышал у костра в одном из первых моих туристических походов.

…По всей земле пройти мне в кедах хочется,
Увидеть лично то, что вдалеке.
А ты пиши мне письма мелким почерком,
Поскольку места мало в рюкзаке…

И только потом, спустя годы, узнал, что у нее есть автор — Леонид Дербенев. Песни Дербенева сопровождали меня всю мою советскую жизнь. Помогая и понять эту жизнь, и жить в ней. Всего Дербенев написал более двух тысяч (!) песен, часть из которых — к более чем сотне фильмов.

В апреле 2011 года исполняется 80 лет со дня рождения Леонида Петровича Дербенева. Но он умер еще в 1995 году.

Судьба Дербенева, как и любого поэта-песенника, неразрывно связана с теми, кто писал музыку к его стихам или на чью музыку он писал стихи, — особенно с Александром Зацепиным. А также с теми, кто эти песни исполнял, — от Аллы Пугачевой до Маши Распутиной. Идти рядом с такими звездами трудно, и Дербенев обычно оставался в их тени.

У писателя, поэта, художника, ученого есть две жизни. Одна — в реальном мире. Вторая — его творчество. Хотя первая важна, сам я интересуюсь только творчеством. Для меня есть Гомер — только “Илиада” и “Одиссея”. А когда он жил, был ли он слепым и неграмотным — для меня несущественно. И Шекспир для меня — это его творчество. Меня не интересует, был ли он бисексуалом, на что явно намекают его же сонеты.

Вот и Дербенев меня интересует именно как поэт. И не важно, сумел ли он в жизни быть материально обеспеченным. Был ли он мягким или конфликтным, как сумел он полностью перестать пить любое спиртное и курить, когда пришел к Богу.

В творческом наследии всегда есть успехи и удачи. Я интересуюсь только успехами, даже если они занимают меньшую долю. Меня интересует, кто поднялся на Эверест, а не перечень тех, кому это не удавалось.

И в творчестве Дербенева я выделяю именно успехи. А точнее, те из них, которые близки именно мне. А близки они мне тем, что были его вкладом в подготовку нашей Великой антисоциалистической революции 1989—1991 годов.

И еще об одном не могу не сказать. Дербенев — не просто поэт. Он — поэт-песенник. В песне нет места ни “обоснованию”, ни “анализу”. Песня дает выводы четкие, отлитые в несколько строф, а то и всего в несколько слов.

Моя любовь к Дербеневу объясняется его умением дать жесткие, но врубающиеся навсегда в память мысли. Я сам тоже всегда стараюсь доводить свои размышления до четкой формулы.

Между прошлым и будущим: советская жизнь
Призрачно все в этом мире бушующем.
Есть только миг, за него и держись.
Есть только миг между прошлым и будущим,
Именно он называется жизнь.

Когда я услышал эту песню Дербенева, я не поверил, что это не что-то “бардовское”, даже подпольное, а из вполне дозволенного фильма.

Слова Дербенева забивали гвозди в крышку гроба самых фундаментальных истин советской идеологии. Согласно ей, у нас есть славное прошлое: от залпа “Авроры” до Знамени Победы. Мы живем, чтобы утвердить славное будущее. А наша сегодняшняя жизнь — только для этого будущего.

А Дербенев утверждал, что именно сегодня — это и есть настоящая жизнь. За нее надо держаться. Пусть даже это только миг.

Я думал: или цензоры одурели, или “наверху” подули новые ветра. Потом, читая статью Ю.В.Андропова, ставшего Генеральным секретарем ЦК, в которой фактически вообще было снято с повестки дня СССР строительство коммунизма и было предложено заняться “мигом между прошлым и будущим”, сегодняшней жизнью социализма, я понял, что Дербенев выразил не только позицию миллионов простых людей, но и мнение части лидеров партии.

Ну а если жить “мигом”, то что тогда в этой жизни будет главное?

…На шарике этом летающем,
С которого спрыгнуть нельзя,
Эпоха досталась нам та еще…

Эта эпоха — социализм. Уже в строках партийного гимна утверждалось: мы наш, мы новый мир построим. А Дербенев утверждал другое:

…Этот мир придуман не нами,
Этот мир придуман не мной…

Но если мир социализма придуман не нами, у нас есть право иметь свое мнение и о нем, и о тех, которые считают его “своим”, “нашим”.

Это не трудовые будни. Это не полеты в космос. Главное в мире Дербенева — любовь. Чуть ли не три четверти его песен — о любви.

Я много думал: почему? И нашел несколько объяснений.

Во-первых, любовь — это фундамент Человека. Ведь еще в “Книге песен” Библии утверждалось:

…И отдай за любовь все добро, человек,
Только ей сохраниться навеки!..

Во-вторых, в советской системе любовь была именно тем, что в эту систему не вмещалось. Ведь Любовь давала право выбора. Личного, моего. Любовь различала людей. Превращала их из стандартных Винтиков в Индивидуумы, в Личности.

Сама земная ось вращается только для того…

…Чтобы однажды утром,
Раньше на год иль два,
Кто-то сказал кому-то
Главные слова.

В этом мире даже лидер несчастен потому, что ему…

…что ни говори —
Жениться по любви —
Не может ни один, ни один король…

Мнящие себя вершителями судеб очень похожи на героя песни “Волшебник-недоучка”:

…всемогущий маг
Лишь на бумаге я…
…Сделать хотел грозу,
А получил козу…

Это о тех, кто — как шутили в те годы — планировал в 1980 году коммунизм, а получил Олимпиаду…

Поэтому простому советскому человеку остается:

…как все, как все, как все,
Я по земле хожу-хожу.
И у судьбы, как все, как все,
Счастья себе прошу…

Но в чем главная причина наших бед? Дербенев, как и Высоцкий в “Охоте на волков”, находит гениальный, для условий цензуры, ответ:

…Остров невезения
В океане есть…

И хотя на нем живут “вроде не бездельники”, но…

…Что они ни делают,
Не идут дела…
…Крокодил не ловится,
Не растет кокос…

И причину всего Дербенев указал — тоже для задавленной цензурой страны — гениально. Дело в том, что этот остров Невезения живет вне календаря, общего календаря человеческой цивилизации. Потрясающие строки Дербенева мы поняли однозначно. Этим островом Невезения была наша жизнь, наша страна.

Музыку к культовому фильму “Кавказская пленница” написал Дербенев.

Жители острова Невезения не нашли выхода из своих бед. Но зато выход нашли зайцы из такой же потрясающе иносказательной и одновременно ясной песни.

Они знают, что избавиться от “всех напастей” сразу можно, только став “сильнее льва”. А для этого надо, несмотря на все страхи, выкосить в полночь волшебную трын-траву. И это будет тяжелая работа — три раза в год.

…Храбрым станет тот, кто три раза в год
В самый жуткий час косит трын-траву…

…Устоим хоть раз в самый жуткий час.
Все напасти нам будут трын-трава!...

Эти зайцы — потрясающий образ. Дербенев говорил всем нам: ради того, чтобы стать свободными, надо стать храбрыми. Надо преодолеть собственные страхи и свою дрожь, решиться на борьбу, пусть даже, казалось бы, безнадежную. Надо выстоять.

И если в 1989 году миллионы советских людей выступили против трын-травы социализма, то в этом есть заслуга и песни о зайцах, и песни об острове Невезения, которые распевала вся страна.

О досоветском прошлом и о послесоветском будущем

Дербенев всего четыре года прожил в послесоветской России. Но этого оказалось достаточно, чтобы увидеть то, что многим и сегодня все еще не ясно. Мы порой вопрошаем: а как бы поступали в эти годы Андрей Сахаров или Владимир Высоцкий? Спорим. А вот с Дербеневым все ясно: он “успел”.

Он, конечно, видит, что и в новой России…

…стадо терпеливых дураков
Страдает от инфляции и СПИДа
И верит до сих пор в большевиков…

Он видит и позитивное:

Дивись с Одессой вся моя страна.
Мы лучше жить не стали, но все-таки настали
Немножечко другие времена…

Но он — кажется, один из первых среди бывших противников социализма — выступил против номенклатурно-бюрократического постиндустриализма Ельцина.

Дербенев говорил друзьям: “Поймите, из этой коммунистической болезни надо выходить медленно. Я тоже их не люблю, но надо выходить медленно, а иначе к власти опять придут негодяи”. “Швондеры” — использовал он образ Булгакова.

…Мы как-то не на тот
Попали эскалатор:
Другие чешут вверх,
А наш сандалит вниз…

…Отпустите меня в Гималаи
В первозданной побыть тишине…
…А не то я завою, а не то я залаю,
А не то я кого-нибудь съем…

…На что, на что, на что, на что мы время тратим?
Куда, куда, куда мы мчимся, как в бреду?
С меня довольно! Надоело, хватит!
Остановите Землю, я сойду...

…Снова битву, яростную битву,
Затевают бесы на Руси.
Господи, услышь мою молитву,
Господи, помилуй и спаси…

Но помимо надежд на Бога Дербенев предъявляет требования и к себе, и к каждому из нас.

…Нам времечко выпало то еще,
И что еще будет — бог весть.
Одно у души есть сокровище,
Оно называется “честь”.

Для будущего России всем нам, в какого бы Бога мы ни верили, надо формировать то, чего у нас не было в 1989—1991 годах, — согласованную позицию интеллигенции. И “Честь” — прекрасная платформа для общенациональной дискуссии.

* * *

Мне могут сказать, что и сам Дербенев, и многие другие слушатели его песен не видели в них то, что увидел я. Но я написал только о том, чем был Дербенев для меня, как я воспринимал его и каким я вижу его вклад в Великую антисоциалистическую революцию 1989—1991 годов.

В советские времена советские поэты так и не приняли Дербенева в Союз писателей. Но и сейчас его книга, изданная всего один раз, упрятана от нас. Недоступна в Интернете. Невозможно, даже за деньги, заказать ее копию в библиотеке. К счастью, есть книга воспоминаний о Дербеневе, написанная его женой Верой Дербеневой.

Я понимаю необходимость и защищать права на интеллектуальную собственность, и права наследников. Но есть то, что составляет интеллектуальное национальное достояние. Его должно хранить государство, выплачивая какую-то ренту наследникам и обеспечивая к нему свободный доступ.

И эти заметки — с обильным включением строк из его стихов — я написал в том числе и для “прорыва” этой блокады вокруг творчества Дербенева. Ведь Дербенев принадлежит народу, всем нам и каждому из нас.

Было и еще одно, может быть, самое главное для моего решения написать заметки о Леониде Петровиче Дербеневе.

Дело в том, что в последнее время я все чаще думаю о Революции. О той, которая для нас может оказаться и неизбежной, и такой же неожиданной, как нынешние революции в арабских странах. И — в связи с этой возможной перспективой — о прошлой, революции 1989—1991 годов.

Думаю об особенностях современных революций, об их движущих силах и о том, кто их “готовит”. Так как революция — это выступление миллионов, то главный вопрос: кто и зачем поднимает массы на революцию?

Я об этом думал уже в те годы — порой выступая, а порой и председательствуя на митингах, собиравших десятки, сотни, тысячи москвичей.

Я понимал, что не самоотверженная, героическая борьба диссидентов привела сотни тысяч москвичей на эти площади. И даже чуть ли не миллионные тиражи освобожденных гласностью Горбачева газет, журналов и книг. Надо искать факторы, действовавшие многие годы, “добравшиеся” до сердец и умов миллионов простых людей.

Для себя я выделил шесть групп факторов, формировавших ту революцию. На московских площадях передо мной стояло поколение, по преимуществу выросшее в индивидуальных квартирах. В клетушках пятиэтажек вырос индивидуалист. Сначала бытовой, затем идейный. А эти квартиры миллионы граждан получили от Н.С.Хрущева, революционерами их сделал кремлевский лидер.

На московских улицах передо мной стояли сотни тысяч людей, уже не одно десятилетие работавших на своих садово-огородных участках. Эти сотки дал другой кремлевский лидер — Л.И.Брежнев.

На московских улицах стояли сотни тысяч владельцев “Жигулей”. Для многих это была первая частная собственность. Этих людей сделал частниками и врагами социалистического строя глава советского правительства А.Н.Косыгин.

Передо мной были люди, вот уже не один год убеждавшиеся в том, что власти год за годом не выполняют свои же обещания. И хотя ухудшение материального положения было не столь уж важным — главным было именно невыполнение обещанного.

Эти миллионы все яснее осознавали связь всех своих проблем с необходимостью изменить весь строй социализма благодаря усилиям нашей интеллигенции. Книгам. Фильмам. Музыке. В том числе и благодаря наиболее близкому простым людям виду искусства — песням.

И в ряду авторов песен “прорыва” для меня — наряду с Владимиром Высоцким, Булатом Окуджавой, Александром Галичем, Татьяной и Сергеем Никитиными, Еленой Камбуровой — стоит и Леонид Дербенев.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру