Чем глубже кризис — тем настойчивее просит правительство свободы в обращении с казной. Сегодня Госдума сразу в трех чтениях примет закон, лишающий парламент еще одного контрольного полномочия.
В конце прошлого года в авральном порядке уже были проголосованы несколько законов, наделяющих правительство правом самостоятельно распоряжаться огромными суммами. В пределах финансового плана на 2009—2011 годы кабмин может перебрасывать расходы с года на год, с одного раздела бюджета на другой. Решит, что важнее профинансировать оборону, а не сельское хозяйство, — и сделает, как захочет. А Думе “бросили кость”: обо всех таких случаях Минфин обязан проинформировать спецкомиссию из отобранных депутатов. Переброска средств уже идет. Кому дается, у кого отбирается? Общество не в курсе, и широкие депутатские массы — тоже…
Перед Новым годом правительство выбило себе право решать вопросы о предоставлении антикризисных субсидий юридическим лицам, в том числе коммерческим и некоммерческим организациям вроде госкорпораций. Куда, кому, сколько? И, главное, почему? Все это мы узнаем года через полтора, когда Белый дом представит отчет об исполнении бюджета за 2009 год.
Сегодня Госдума поддержит законопроект, перекраивающий Бюджетный кодекс. Он даст кабинету министров возможность самому определять, каким субъектам Федерации, в каком размере и по каким критериям предоставлять субсидии на борьбу с безработицей и поддержку экономики. Речь идет о распоряжении теми 325 млрд. рублей, что зарезервированы в бюджете 2009 года на антикризисную “скорую помощь”. Видимо, власть не хочет политически опасных для нее разговоров о том, почему одному региону дали, а другому — нет.
В пояснительной записке к законопроекту, подписанному группой видных “единороссов”, говорится, что все это — ради “оперативности принимаемых решений”. Но данный аргумент не выдерживает критики. Антикризисные законы пролетают через парламент со скоростью свиста. Тот, что голосуется сегодня сразу в целом, внесен в Госдуму вечером 14 января.
“Происходит коррозия законодательства по государственному управлению финансами, что создает невиданные возможности для растаскивания бюджета и перекачки его в коммерческие и некоммерческие организации”, — считает член думского Комитета по бюджету Оксана Дмитриева (“СР”). Она обращает внимание, что нигде в мире у властей не возникает мысли ограничить права парламента по контролю за использованием бюджета в условиях кризиса.
Срок действия чрезвычайных полномочий ограничен лишь 2009 годом. Но нет ничего постояннее, чем временное.