В затянувшемся газовом конфликте “Нафтогаза” и “Газпрома” с каждым днем становится все труднее понимать украинскую сторону. В ответ на альтернативные варианты, предлагаемые российской компанией, она, словно столб, недвижимо стоит на двух аргументах. Обрекая европейцев на выживание в условиях небывало холодной зимы.
Напомним, “Нафтогаз” упорно не желает открывать трубу, мотивируя это тем, что газотранспортная система на Украине работает в режиме реверса. И потому-де надо вместо ГИС “Суджа” направлять газ для европейцев по другим маршрутам. А президент Ющенко в который раз заявил, что надо сначала переподписать техническое соглашение, без которого работать по транзиту якобы невозможно.
Россия в ответ предложила Украине организовать в Европу транспортировку собственного газа, прогарантировав замещение переданных другим странам объемов через ту же ГИС “Суджа”.
Правота российской стороны подтверждается простыми арифметическими расчетами. У России 5 экспортных ГИС, из которых 4 рассчитаны на меньшее количество газа, чем даже предоставляется российской стороной для транзита в эти дни. Через Суджу идут газопроводы с максимальной производительностью, диаметром 1420 мм. В результате только через эту ГИС поставляется газа в 2,5 раза больше, чем через остальные четыре. Ежесуточный объем транзита при нормальном режиме не превышает 300 млн. кубов. Приплюсуем туда примерно 120 млн. кубов, которые Украина получала в сутки во времена нормальных газовых отношений для своего рынка. Нетрудно подсчитать, что через ГИС “Суджа” проходило примерно 300 млн. кубов. А через четыре оставшихся ГИС — не более 120. “Газпром” в который раз подает заявку на транзит 99,2 млн. кубометров в сутки. А Украина требует подавать газ через ГИС “Писаревка” (Ростовская область) и ГИС “Валуйки” (Белгородская область). Даже не через четыре остальных, а через две.
Похожая история (или истерия) и с так называемым техническим соглашением, на котором настаивает Ющенко.
Традиционно, как рассказали “МК” в “Газпроме”, такое соглашение подписывалось в конце года. Можно сказать, чуть ли не по факту. В 2007 году его не подписали вообще, что не стало препятствием ни для транзита газа в Европу, ни для поставок на саму Украину. Никто в том году без газа не остался. С чего тогда такая упертость сейчас? Неужели только, чтобы сплотить украинскую нацию перед лицом “общего врага”. “Большого брата”, “северного соседа” или как там еще называют Россию члены ющенковской команды.
Ющенко сколачивает очередную антироссийскую коалицию. Не зря же вместе с президентом Польши Лехом Качиньским, которому он ездил жаловаться на Москву, Ющенко попросил президента Литвы Валдаса Адамкуса “активно поддержать” позицию Украины в ЕС. Три президента — это вам не один. Известно, что младоевропейцы особенно последовательны в деле борьбы с Россией и, как пионеры, всегда готовы вылить на нас ушат помоев.
Можно до хрипоты спорить, участвует в нынешнем конфликте “из-за кулис” США или нет, но то, что все происходящее на руку Америке, пожалуй, вряд ли кто будет оспаривать. Кандидат на пост госсекретаря новой администрации США Хиллари Клинтон уже выступила с заявлением, что Европе надо освобождаться от зависимости от России, которая, по ее словам, может из экономической перерасти в политическую. И в качестве альтернативы призвала к ускорению строительства газопровода “Набукко” в обход России. Так что вольно или невольно, но то, что команда Ющенко идет в русле не евроинтеграции, а сплочения с США, наверное, никто не сможет оспорить.
Если уж говорить напрямую, то в причины наступившего кризиса в газовых отношениях, конечно же, надо зачислить и экономический интерес. Только это не экономический интерес государства, а личный гешефтик тех, кто стоит у газовых краников в самой Украине. Посчитаем. “Нафтогаз Украины”, не посредники, а именно эта компания, получал газ по цене в 179,5 доллара за тысячу кубометров. А потребители внутри страны покупали его по 320 баксов. Неплохой гешефтик, 120 “зеленых” с тысячи кубов, почти 67% чистого дохода. 6 млрд. долларов. При этом у “Нафтогаза” не оказалось денег для расплаты с Россией и пришлось для этого брать кредит у украинских банков. Впрочем, первоначально предложенная Украине цена газа в 250 долларов все равно позволяет при сохранении прошлогодней цены работать “Нафтогазу” не просто без убытков, а с 22-процентной доходностью. Но, видимо, этого ребятам показалось мало.