Алексей Чеканов: «я бы потратил деньги на технологии»

Депутат ППЗС – об областном бюджете, кризисе и строительстве

Накануне утверждения бюджета Свердловской области на 2011 год Палатой Представителей областного Заксобрания «МК-Урал» побеседовал с депутатом ППЗС Алексеем Чекановым. Как председатель комитета ППЗС по экономической политике, бюджету, финансам и налогам, Алексей Архипович прокомментировал запланированные расходы области на год. А как заслуженный строитель России и председатель совета директоров ООО «Тагилстрой» – дал оценку состоянию строительства в регионе.

Депутат ППЗС – об областном бюджете, кризисе и строительстве
Алексей Архипович уверен, что локомотивом развития свердловской экономики должно стать строительство

– Алексей Архипович, как вы оцениваете бюджет области на 2011 год, принятый областной Думой?

– Честно говоря, я не ожидал, что бюджет окажется настолько оптимистичным. Мы еще долго будем ощущать последствия экономических потрясений 2008–2009 годов, но реализация всех намеченных нами программ планомерно продвигается, и это отрадно. Что касается исполнения бюджета, то он в любом случае будет исполнен, при этом я уверен, что и дефицит постепенно будет сокращаться, пока не исчезнет совсем.

– Бюджет-2011 оказался более чем на 70 процентов «социальным». Не слишком ли большое это число?

 – Раньше много говорили, что мы финансируем те или иные направления, но забываем о людях. Зато сейчас мы наконец-то решили сформировать «социальный» бюджет, и это хорошо. Люди должны понимать, что они защищены, что за ними стоит государство, которое не допускает снижения уровня жизни. Социальный бюджет – это гарантия развития государства.

– О свердловском хозяйстве в законе о бюджете тоже сказано. Например, на 325 млн рублей увеличены расходы на кап-ремонт дорог. Это правильно?

– Безусловно. Думаю, каждый человек скажет, что строительство дорог – это сегодня одно из важнейших направлений. У нас большая страна с колоссальной территорией, и без качественных дорог никакого развития не будет. Ведь люди выбирают места для работы и жизни именно с учетом инфраструктурных особенностей. Именно поэтому решение о развитии дорожной сети принято и на федеральном, и на региональном уровне – и мы считаем задачу одной из самых главных.

– На что денег не хватило?

– Вообще, денег никогда не бывает достаточно. И я бы больше внимания уделил проблемам медицины. Она сегодня в тяжелейшем положении, особенно в дальних городах области. Модернизация медицины необходима в первую очередь, и медицинская помощь должна быть доступна в любой точке региона. И это во многом связано с вопросами оснащения больниц современным оборудованием. Просто сначала мы шли по пути строительства массы дорогостоящих коробок, слишком много тратили на здания и сооружения, а оборудование оставляло желать лучшего. А можно было пойти по другому пути, например, организовывать передвижные больницы, увеличить количество небольших, но эффективных пунктов неотложной помощи, ведь территории в области большие и до «стационарной» клиники многим добираться очень долго. Сегодня мы решаем эти задачи, исправляем старые ошибки.

Также требует изменения и система организации работы в здравоохранении, особенно в секторе платных медицинских услуг. Зачастую деньги, которые население платит за эти услуги, не попадают в бюджет, а оседают в чьих-то карманах. Эта ситуация в корне неправильная, и она ударяет в первую очередь по самой медицинской отрасли. Ведь если бюджет не пополняется, то и вложить средства в дальнейшее развитие медицины тоже невозможно.

– Оппозиция уже заявила, что со стороны «Единой России» бюджет является предвыборным.

– Во-первых, выборы будут в 2012 году, до них еще далеко. Во-вторых, если бюджет действительно сделать «предвыборным», многие цифры могут оказаться иными. Просто сегодня «Единая Россия» во многих вопросах, в том числе в грамотной бюджетной политике, является лидером. А другие партии находятся в оппозиции и, конечно, всегда найдут что сказать.

– Как строитель вы довольны бюджетом?

– Надо признаться, что я не доволен положением дел в строительной отрасли в Свердловской области. У меня вызывает опасение тот факт, что индустрия загружена очень слабо.  А ведь строительство – это локомотив, определяющий темпы развития территории, влияющий на занятость населения, на его благосостояние. Во всем мире, чтобы поправить дела, чтобы дать толчок к развитию экономики, строят дороги и необходимые объекты. Стройка идет, и на ней чего только не требуется: вода, цемент, арматура… Когда начинается строительство, это сразу придает импульс развитию всего хозяйства.  Так что, выведя из кризиса строительную отрасль, потом с ее помощью можно искать возможности для наполнения областного бюджета. Но для этого нужен серьезный комплексный подход. Надо пересмотреть загрузку, возможно, освободить от каких-то налогов ряд предприятий, если они действительно пока не задействованы в строительстве или задействованы слабо.

– По состоянию строительства можно судить, выходим мы из кризиса или еще нет?

– Это так. И я могу сказать точно, что из кризиса мы пока не выходим. Есть определенное понимание ситуации, в которой мы находимся, и это очень важно. Есть стабильность на некотором уровне. Но динамики развития я пока не вижу. Да, в определенных отраслях – у газовиков, нефтяников – дела идут несколько лучше. Но нет уверенного поступательного развития, преображения всей страны, как это было до кризиса. И, видимо, еще какое-то время не будет.

– Недавно вы предостерегали, что инвестиции в свердловскую экономику будут сокращаться. Насколько это драматичный прогноз?

– Серьезных инвестиций пока, к сожалению, не видно. Мы хотим, чтобы они были, но здесь необходима комплексная программа, чтобы поступали международные, государственные, областные средства. Но нужно думать, во что вкладывать. Конечно, хотелось бы, чтобы инвестиции шли в новые технологии, в модернизацию производства. Можно привести массу примеров, когда  в ходе освоения инвестиций денежные средства используются крайне неэффективно. Мы это уже не раз видели, и повторения подобных ситуаций допускать нельзя. Поэтому и нужна комплексная программа: намечать и добиваться, намечать и добиваться. Думаю, что новое руководство Свердловской области как раз и будет это делать, потому что без инвестиций такие регионы, как Свердловская область, развивать крайне сложно.

– Что происходит с проектом «Русский магний» по строительству завода в Асбесте?

– Трест «Тагилстрой» в этом проекте участвовал в качестве подрядчика, но сегодня строительство завода по ряду причин остановлено. Я сожалею об этом, потому что завод «Русский магний» мог дать городу Асбесту новые рабочие места, и в казну поступали бы дополнительные налоги. Считаю, что нужно серьезно оценить этот объект и достраивать, если он перспективен. С использованием иностранных, федеральных, областных средств. Всегда во всем новом есть достаточно серьезная степень риска. Но если не рисковать, не получишь прорывов и новых технологий. Правда, нельзя допускать, чтобы вложение средств было абсолютно бесперспективным, чтобы деньги, которые могли пойти на другие статьи, были потрачены впустую. Такие ситуации в Свердловской области были, есть и, наверное, будут. Но их необходимо свести к минимуму.

– С «социальными» деньгами все проще?  

– Да, если вновь говорить о социальной направленности бюджета, то вкладывать деньги в людей – это беспроигрышный вариант. Это детские сады, здоровье, питание…

– Хватает ли денег на комплекс трамплинов, который «Тагилстрой» возводит на горе Долгая под Нижним Тагилом?

– В России пока нет ни одного трамплинного комплекса мирового уровня. Сейчас их начали строить в Санкт-Петербурге, Чайковском, Сочи, Иркутске и в Нижнем Тагиле. И у тагильских трамплинов по уровню готовности самые высокие показатели. Но если мы и дальше будем сталкиваться с проблемами финансирования, если Федерация не поймет, что нужно заниматься этим объектом, мы потеряем время. А ведь в 2012 году мы должны провести этап кубка мира, у нас остается минимальное время на покрытие трамплинов, на оборудование. В Министерстве спорта России должны понимать, что в этой ситуации нужно в первую очередь не допустить, чтобы уже освоенные деньги были «закопаны» зря. Если мы приостановим работу, мы получим долгострой. Но участия Министерства спорта пока не видно.

– Летом говорилось о выделении на это строительство 2 миллиардов денег из госбюджета.

– На самом деле речь идет об одном миллиарде и 723 миллионах. Из этой суммы 600 миллионов освоено, остальные средства разбиты по очередям. Пока нет федеральной программы дальнейшего финансирования, поэтому деньги приходится «выбивать». А нужно еще порядка одного миллиарда. Конечно, эти средства должен предоставить федеральный бюджет, потому что мы строим трамплины международного уровня, и состязания здесь будут проходить самые серьезные.

– Но Свердловская область деньги выделяет?

– В бюджете на 2011 год пока заложено меньше средств на трамплины, чем в 2010 году. Но в целом можно говорить, что Свердловская область свою часть работы по строительству трамплинов выполняет. Остаются вопросы к Федерации.

– Когда вы вступали за увеличение суммы финансирования трамплинов при корректировке из областного бюджета текущего года, звучала критика. Говорили, что трамплины не особо нужны, как и гора Белая – один из любимых спортивных проектов экс-губернатора Росселя.

– Вообще-то, я был инициатором строительства спортивного комплекса именно на горе Белая. Руководитель НТМК Сергей Носов и губернатор Эдуард Россель идею одобрили. С Белой было сложно, была масса недовольных. Но сегодня критика стихла, и уже мало кто помнит о былых трудностях. «Гора Белая» – уникальный комплекс, который за день посещает до пяти тысяч человек. И тагильчане не имели бы такого комплекса, если бы не участие в этом проекте треста «Тагилстрой». Сегодня в таком же положении гора Долгая. Если бы мы не начали этот проект в 2009 году и не боролись бы за него, ничего бы не было. И опять находятся недовольные. Но посмотрите: мы ведь добиваемся реальных результатов! Сегодня у тагильчан есть спортивно-оздоровительный комплекс «Металлург-Форум», санатории-профилактории «Леневка» и «Ключики», комплекс «Гора Белая»… Все эти объекты построены «Тагилстроем». Сейчас работаем на горе Долгая. И я уверен, что когда работы будут завершены, все вопросы отпадут сами собой. Так что я стараюсь не обращать внимания на различный негатив. Для меня главное – результат. С появлением новых объектов для спорта и отдыха начинают меняться и сами люди – потому что живут уже в других условиях. Они видят, что можно отдохнуть, набраться сил... Это большое дело.

– После трамплина будет беговая трасса?

– Да лыжная трасса будет вторым этапом строительства на горе Долгая. Но пока нам нужно доделать трамплины.

– Вы говорили о низкой загруженности областного строительства. А насколько востребован «Тагилстрой»?

– «Тагилстрой» пока загружен хорошо. Но это редкое исключение. Кроме стройки на Долгой у нас есть несколько объектов на крупных предприятиях металлургической отрасли. Готовимся к другим серьезным проектам.

– Давайте пофантазируем. Если бы в бюджете появился лишний миллиард, на что бы вы его потратили в строительстве?

– Я бы вложил деньги в самые современные технологии и оборудование. Чтобы производство было наименее энергоемким, что привело бы к удешевлению объектов, к снижению цен на жилье. Чтобы недвижимость у нас создавалась на самом высоком европейском уровне, и наличие квартиры не считалось уже каким-то достижением. Здесь все, что хотите: и людям польза, и развитие областной экономики, и прибыль предприятиям. А строить уже научились, и это заметно. Нужны только технологии, менее энергоемкие и дорогостоящие. На примере Америки и Канады видно, что дом должен строиться несколько месяцев. В апреле пришел на участок, сделал разбивку, а в сентябре уже можно заселяться! Тогда люди будут жить по-другому.

Но просто так мы этого не получим. Сначала нам нужен хороший бюджет. А чтобы его наполнить, надо работать. И тут уже многое зависит от менталитета. Я помню предыдущие поколения: они умели и любили работать, и делали всё с удовольствием. Сегодня же все хотят добиться быстрых и высоких финансовых результатов, не прилагая никаких усилий. А в моем понимании человек создан на земле для созидания. Работа – это главное в достижении цели, удовлетворения потребностей, без этого человек деградирует. Надо любить работу, и будет результат.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру