Сергей Алехин: «За все приходится платить»

Тульскому УФНС – 20 лет

Странный лозунг – «Заплати налоги и спи спокойно!». Любой коммерческой структуре не спать надо, а жить, развиваться, давать средства существования себе, людям, своей семье, государству…

Тульскому УФНС – 20 лет

Удивительно, в здании областного управления Федеральной налоговой службы немноголюдно. И если в вестибюле, в операционном зале инспекции Центрального района, возле окошек и терминалов людей немного, на верхних этажах вообще – просто пустота. У главного тульского налогового начальника этому четкое и исчерпывающее объяснение: «В идеале надо минимизировать общение – «бумажное» и очное – с налогоплательщиками. Общение налогоплательщиков с налоговой должно быть удобным и комфортным ».

Накануне Дня работника налоговых органов и 20-летнего юбилея создания УФНС по Тульской области Сергей Алехин рассказал читателям «МК в Туле» о былом, о службе, о себе.И о том, что всем всегда и за все приходится платить. И лучше делать это сполна и вовремя.

Осторожно, не сломайте компьютер!

– Сергей Николаевич, если не секрет, что повлияло на радикальную смену профиля деятельности в 92-м году: уход с КБП и переход в налоговую систему? Сложности оборонки в переходный период?

–Трудно сказать. И сложность оборонки, и наличие двоих детей малых. Бывают периоды у каждого человека, когда нужно что-то поменять. Помните, как у классика: «Им овладело беспокойство, охота к перемене мест». Ну, и плюс внешние факторы, и семейные обстоятельства.

– Психологического дискомфорта не ощутили при переходе от живого технического дела к налоговой «бухгалтерии»?

–Нет, совсем нет. Изделия, над которыми я работал, частенько показывают по телевизору. Приятно видеть то, что они до сих пор актуальны.

Знаете, я с большой теплотой вспоминаю КБП. Предприятие, которое мне исключительно много дало. Знания, полученные там, пригодились и здесь.

– Совсем скоро УФНС России по Тульской области будет отмечать двадцатилетие. Вы в налоговых органах – практически с момента образования. Прожито и пережито много?

–Я без преувеличения – один из «старожилов» (улыбается). Хочу сказать, что путь налоговой службой пройден долгий, состоящий из абсолютно разных участков по всем направлениям нашей работы.

Например, в том же законодательстве было два резко очерченных периода: до введения Налогового кодекса и после. На первом этапе было характерно сырое законодательство; неопределенность в принятии законодательных актов, введение налогов задним числом; общее число налогов с учетом местных приближалось к двумстам. В налоготворчестве участвовали многие министерства, все ведомства. За таким валом документов невозможно было нам самим уследить, не то, что бедным налогоплательщикам. Пени на одном из временных участков были 0,7% в день: можете себе представить, какие совершенно фантастические суммы «набегали» за год?

И второй этап – принятие Налогового кодекса. Но с каким боем кодекс прошел! Первый вариант, вступивший в действие с 1 января 1999 года, был сырой. Настолько, что в том же году вышли к нему поправки. Причем, по объему эти поправки превышали сам кодекс, его первую часть. Но даже в таком виде принятие Налогового кодекса – огромный шаг вперед. Потому что, во-первых, там было многое прописано: кто имеет право вводить налоги и их менять, был ограничен перечень налогов в некоторой степени, скажем так, было установлено, что обратной силы вновь вводимые налоги не имеют (раньше это было сплошь и рядом: вводился новый налог, и нередко налогоплательщики, узнавали, например, в ноябре, что оказывается, с января они должны были его платить. И срок на уплату давали крайне ограниченный.

Позднее была принята вторая часть НК, прописаны практически все – за редким исключением – налоги. Шла «шлифовка» кодекса, облегчение, упрощение. Итог – вопросы налогообложения неизмеримо упростились по сравнению с тем, что было двадцать лет назад! И, все равно, даже сейчас остается ряд моментов, вызывающих у налогоплательщика определенные затруднения.
Просто колоссальный прорыв сделан в направлении информатизации. Начинали-то с калькуляторов. Наше руководство в 1991 году одним из первых в стране добилось, чтобы нам предоставили вычислительную технику: 120 компьютеров к нам поступило – это считалось тогда большой партией! Получили, раздали, так, во многих инспекциях их попрятали, чтоб не сломали. О таких машинах – PC AT-286, XT – современная молодежь и не слышала, один из тех компьютеров до сих пор хранится у нас в музее. Заставить людей работать на компьютерах было тогда чрезвычайно сложно. И только много позднее они «раскусили», что такое компьютер. Поняли, что многое компьютер сделает за тебя.

Затем – укрупнение системы, технической базы, создание централизованной сети и внедрение новых мощных программных продуктов, на которых сейчас работает налоговая служба всей России. Сейчас вот ждем перехода на новую информационную систему.

Много, много всего было, целые эпопеи в работе с налогоплательщиками, качественный революционный скачок с предоставлением отчетности в электронном виде, внедрением других современных и перспективных технологий.

Мы не хуже многих!

–Сделайте, пожалуйста, лаконичное резюме работы в этом году.

– Если комментировать кратко, за 10 месяцев года налог на доходы физических лиц вышел на первую позицию и лидирует с большим отрывом. В целом, ведь не секрет же, какие веяния в экономике были в 2009 году. Но предыдущий –2008 год – особенно для Тульской области был успешным. И наша цель – стремиться собрать налогов в бюджет на уровне именно 2008 года. Задача сложная, но, я думаю, что мы и все структуры, в определенной степени участвующие в налоговом процессе – органы администрации, судебные приставы, прокуратура и другие службы – с ней справимся.

–А если взять срез по отраслям, какая сфера экономики больше «кормит» область?

–Чем силен наш регион? У нас много крепких предприятий. Несмотря на то, что сложные были времена по-прежнему наша основа – промышленность. Есть характерная особенность: область относительно бедна сырьем и полезными ископаемыми. Промышленность тульская, ее возможности известны всем и давно. В этом и наша сила, и наша слабость. Мы способны производить готовые узлы, готовые комплексы. Но на базе чего, не из одного же металла все сооружаем? Нужны: комплектующие, электроника, оптика, – как следствие, масса смежников и контрагентов. То есть, разрыв цепочки оказался очень болезненным, когда «рухнул» Советский Союз, и очень многие связи предприятий Тульской области оказались разорванными.
Тем не менее, и сейчас наша надежда – промышленность. Усилиями администрации области активизированы инвестиционные процессы: за последние два года объем инвестиций в регион увеличился в 1,5 раза. Тогда как в целом, по всей России на 10-20%. И заметьте, инвесторы же в регион, извините, не с телегами приходят: с целыми громадными заводами. Это и налоги, и наполнение бюджетов, и новые рабочие места.

Так что у региона есть несомненные плюсы. Активность областной администрации, это раз. Второе – географическое положение и дороги, развитая дорожная сеть. У нас мощный университет. У нас люди знающие. И это все «ориентирует» людей, желающих выгодно и надежно инвестировать именно в Тульскую область. Поэтому и есть достижения, открываются новые производства, создаются мощные экономические кластеры. Хотя, при всех достижениях, хватает и проблем.

–Меры воздействия к должникам действуют эффективно?

–Меры взыскания за десять месяцев дали 2 млрд рублей. Судите сами, много это или мало, если учесть, что всего мы собрали за этот период чуть меньше 30 млрд. Каковы меры? На первых порах, это воздействия на счета: инкассовые поручения. Затем –воздействие на имущество. Ну, и как крайняя мера – банкротство предприятия. Относительно физических лиц процедура несколько иная. Там, в основном, взыскание задолженности – через суды. Одна из самых жестких мер – ограничение по выезду за рубеж.

– Банкротство должников как крайняя мера – явление распространенное?

–На различной стадии банкротства у нас сегодня менее 5% предприятий.

–А перечислить особо злостных неплательщиков можете?

–Назвать я их по понятным причинам не могу.

–Когда говорили о «жестких мерах», по интонации было понятно, что особого удовольствия вам эти действия не доставляют?

–А как вы думаете?! Дело в том, что налогоплательщик налогоплательщику рознь. Есть, например, предприятие, оно из года в год работало, исправно платило налоги. А, вдруг, возникли временные затруднения – это одна ситуация. А есть и другое предприятие, которое уклоняется всячески, «химичит». Есть же понятие – налоговая нагрузка. Например, если взять два одинаковых предприятия, то при равных объемах налоги должны быть близки. А если они различаются в разы, что это значит? Если есть льготы, тогда понятно. А коль нет льгот, естественно, у налоговой службы возникают вопросы: нет ли двойной бухгалтерии, «черного нала»? И к этим типичным случаям – разный подход, причем он законодательно допустим. Некоторые предприятия могут обоснованно ходатайствовать о том, чтобы сроки взыскания были смягчены. Но к тем, кто осознанно уходит от налого-обложения принимаются оперативно меры взыскания, чтобы не дать им исчезнуть, «раствориться» в наших необъятных российских просторах, так и не уплатив налоги.

–Худших – нельзя. А лучших, с точки зрения порядочности и дисциплинированности, назвать можно?

– Видите ли, у нас есть такое понятие, как налоговая тайна. Кроме этого есть и моральный аспект.

По понятиям!

–Иногда, бывает, жалуются – мол, мучает налоговая проверками. Истине этот «предпринимательский стон» соответствует?

–То, что было раньше, и то, что сейчас – это небо и земля! У нас в 2000 году число выездных проверок доходило до нескольких тысяч. Сейчас же служба изменила политику кардинально: не нужно необоснованно отвлекать налогоплательщика от дел, если вы видите что у него все нормально. Были разработаны и доведены до сведения налогоплательщиков принципы, в соответствии с которыми мы работаем, они логичны и просты. Например, если у вас убыток два года и более, возникает вопрос, что вы за коммерческая структура, если вы годами работаете в минус. У вас могут быть и объяснения, но маленький вопрос остается. Или еще –у вас зарплата ниже минимума или ниже средней по области, это с чего? У вас цена меньше, меньше стоимость вашей продукции? Нет, она та же самая. Значит, прибыль больше. Где тогда эта прибыль? Такие вот простые вопросы, требующие таких же простых ответов.

Этих признаков около десяти, они очень просты и логичны. С их помощью выявляются определенные группы риска, их оказалось, кстати, совсем немного. В прошлом году мы провели 800 проверок при общем числе 40 тысяч предприятий. Читаешь иной раз: «гнобят» бизнес и тому подобное. Это ведь не так! Мы выезжаем только туда, где действительно с высокой степенью вероятности есть какие-то нарушения. А ведь этому предшествует камеральный контроль. Мы смотрим на «чудеса», возникающие на ином предприятии, и приглашаем его представителей: дайте объяснения. Если пришли и дали, нет вопросов. Если нет – тогда, как говорится в рекламе, мы идем к вам.

Кстати, этот странный лозунг – «Заплати налоги и спи спокойно!» – я не понимаю. Любой коммерческой структуре не спать надо, а жить, развиваться, давать средства существования себе, людям, свой семье, государству, в конце концов.

–Сергей Николаевич, что «модно»: платить налоги или налоги не платить?

–Тут от менталитета и субъективного фактора все зависит. На Западе даже не то, чтобы не уплатить налог, просто декларацию представить не вовремя нельзя: с тобой здороваться перестанут. Это у них табу. А у нас иногда выискиваются пути уклонения от уплаты налогов. Но знаете что любопытно? Те, кто решается на обман и махинации, часто идет на траты большие, чем сами налоги!
Заканчивается же, как правило, все плачевно. Например, есть у человека небольшая недоимка. Выставили инкассо, а долги остаются. «Ну и пусть долги висят, не буду платить», – думает тот. А в один «прекрасный» день приходят судебные приставы, которые руководствуются не только налоговым законодательством, но еще и законом об исполнительном производстве. Приставы взыскивают объединенные долги, требуемые всеми кредиторами, и часто взыскиваемые суммы существенно превышают задолженности по налогам.

Поверьте, с налоговым законодательством шутить не только неразумно, но и крайне опасно. Уклонение от уплаты налогов – не лучший способ для удовлетворения азартных устремлений. Намного лучше руководствоваться принципом: «Уплатил налоги – и работай спокойно».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру