Замечен самый дальний и древнейший из известных квазаров

Астрономы говорят об обнаружении самого далекого из известных на сегодня квазаров

Ученые говорят, что найденный древнейший квазар является очень мощным и ярким, а его мощность в значительной мере подпитывается черной дырой, масса которой по примерным оценкам ученых составляет порядка 2 млрд солнечных масс.

ESO/M. Kornmesser

Стивен Уоррен, астроном из Южной Европейской Обсерватории в Чили, говорит, что открытый квазар находится в ранней Вселенной, где объекты подобного рода редки, а учитывая возраст квазара - вообще уникальны. Уоррен говорит, что квазар был сформирован всего через несколько сотен миллионов лет после Большого Взрыва. То есть единственным веществом, на базе которого был произведен данный уникальный космический объект, является водород, так как других элементов к тому времени еще не существовало.

Сами по себе квазары представляют очень яркие и дальние галактики, в ядрах которых работают сверхмассивные черные дыры. Для ученых квазары выступают своего рода маяками, по которым можно судить о наличии остальных объектов, измерять расстояние до дальних галактик и проводить другие исследования. Новый квазар находится на границе так называемой "эпохи реионизации" - периода, когда достаточно остывшие частицы (электроны и протоны) смогли объединяться и создавать атомы вещества. Первыми такими атомами были простейшие атомы водорода. Примерно через 100-150 млн лет после эры реионизации в галактике начали рождаться первые водородные звезды. Современная наука исходит из того, что эра реионизации продолжалась в период 150-800 млн лет после Большого Взрыва.

Новый квазар, названный ULAS J1120+0641, расположен на расстоянии 12,9 млрд световых лет от Земли, то есть родился он примерно через 770 млн лет после Большого Взрыва. Прежде самым дальним квазаром считался объект, родившийся спустя 840 млн лет после Большого Взрыва. Новый квазар-рекордсмен обладает коэффициентом красного смещения 7,1, что не является рекордом для космических объектов вообще, но является рекордом для квазаров. Современной науке известны объекты в дальнем космосе со смещением 8,9.

ESO/UKIDSS/SDSS

Впрочем, ученые говорят, что если галактики со смещением 8,9 увидеть воочию уже нельзя - свет от них так вытянут по длине, что его можно увидеть лишь в инфракрасном спектре, да и то по отражению от других, более близких, объектов. Новый квазар был зафиксирован учеными воочию.

"Поиск квазаров с красным смещением больше 7 - это нетривиальная задача. У нас на поиск таких объектов ушло пять лет", - говорит Брэм Венеманс, один из автором исследования.

Сейчас ученые говорят, что они не могут объяснить феномен того, как именно в ранней Вселенной мог быть создан объект с массой сразу в 2 млрд раз тяжелее солнечной, сообщает cybersecurity.