За пределами Солнечной системы впервые обнаружены водяные облака

Они окружают коричневый карлик

Изучая коричневый карлик WISE 0855, самый холодный из известных на сегодняшний день, астрофизики из Калифорнийского университета в Санта-Круз обнаружили, что его окружают облака, состоящие из жидкой или, вероятнее всего, замороженной воды. О своем открытии исследователи сообщили на страницах журнала Astrophysical Journal Letters.

Они окружают коричневый карлик

Небесное тело WISE 0855, открытое в 2014 году, с тех пор привлекает внимание учёных по множеству разнообразных причин. Температура коричневого карлика оценивается в 225 — 260 кельвинов ( от -48 до -13 градусов по шкале Цельсия), что делает его самым холодным объектом такого типа из всех, открытых на сегодняшний день. При этом WISE 0855 располагается, по космическим меркам, совсем неподалёку от Земли — на расстоянии около 7,2 светового года. В основном наблюдение за коричневым карликом ведётся с помощью телескопов, работающих в инфракрасном диапазоне.

Специалисты отмечают, что предположение о существовании в атмосфере WISE 0855 водяных облаков выдвигалось уже давно, однако получить непосредственные подтверждения этому до сих пор не удавалось. Однако с помощью инфракрасного телескопа Gemini на Гавайских островах исследователи смогли изучить спектр коричневого карлика и убедиться, что водяные облака вокруг него действительно есть. Исследование также позволило убедиться, что во многих отношениях атмосфера WISE 0855 похожа на атмосферу Юпитера, хотя предполагается, что воздушная оболочка последнего является значительно более беспокойной.

Коричневые карлики являются своего рода «несостоявшимися звёздами» — они формируются так же, как «полноценные» светила, из скоплений газа или пыли, однако им не хватает массы для поддержания долгосрочных термоядерных реакций, заставляющих звёзды светиться. По своей массе подобные космические объекты находятся «между» звёздами и планетами, в десятки раз уступая по этому показателю Солнцу, но, как правило, в десятки же раз превосходя Юпитер.