Древнейшая британская ДНК показывает массовую иммиграцию после последнего ледникового периода

Gough’s Cave, in the spectacular Cheddar Gorge, yielded some of the few human remains ever found from late glacial period Great Britain.ADRIAN FARWELL, LICENSED UNDER CC BY 3.0

Генетический материал, извлеченный из двух пещер, предполагает, что изменение климата повлияло на новые культуры и образ жизни.

Это история о двух древних британских пещерах: в ущелье Чеддер, недалеко от Бристоля, Англия, около 15 000 лет назад охотники на северных оленей вырезали рисунки на человеческих костях и пили из вырезанных человеческих черепов. В нескольких сотнях километров к северу люди, жившие всего несколько сотен лет спустя, питались пресноводной рыбой и морскими животными, храня своих мертвецов в пещере, украшенной конскими костями и подвесками из медвежьих зубов.

Археологи долгое время считали, что эти культурные сдвиги отражают появление людьми новых инструментов и верований после последнего ледникового периода 18 000 лет назад. Но новые данные из самой старой известной ДНК с Британских островов показывают, что две группы пещерных жителей имели совершенно разное происхождение. Эти стремительные культурные изменения не были признаком адаптации первых постледниковых людей Великобритании — они были признаком совершенно новых людей.

«В короткие сроки вы можете увидеть полную замену популяции на Британских островах», — говорит Козимо Пост, генетик из Тюбингенского университета.

Обе пещеры относятся к палеолиту, неспокойному времени, последовавшему за окончанием последнего ледникового периода. По мере потепления климата открытая тундра быстро уступала место густым лесам. Таяние ледяных щитов открыло новые области для проживания людей, в том числе то, что сегодня является Великобританией, которая тогда была соединена сухопутным мостом с континентальной Европой.

Генетический анализ двух английских пещер, опубликованный сегодня в журнале Nature Ecology & Evolution , предполагает, что по мере изменения ландшафта менялись и популяции . Новые группы людей приносили с собой новые культурные практики, диеты и стратегии охоты, заменяя или вытесняя предыдущие популяции.

Примерно 18 000 лет назад глобальные температуры начали повышаться. Толстые ледяные щиты, покрывавшие две трети Европы на протяжении тысячелетий, отступили. Группы людей, приспособившихся к охоте на северного оленя и других крупных млекопитающих, преследовали свою добычу на север и запад, во вновь открытые границы.

Известные как мадленцы, эти первые послеледниковые пионеры кажутся генетически схожими по всей Европе — и идеально совпадают с ДНК, полученной из кости возрастом 15 000 лет, найденной в пещере Гоф на территории современной юго-западной Англии. Химические признаки костей в пещере Гоф подтвердили, что люди там ели меню в мадленском стиле, в основном состоящее из крупных млекопитающих, таких как лошади и северные олени. Возможно, они время от времени перекусывали человеческим мясом: резные человеческие кости и тщательно сделанные чашки из тюбетейки позволяют предположить, что ритуальный каннибализм был частью их культуры.

Изменение растительности и климата вытеснило стада северных оленей и других крупных млекопитающих, на которых полагалось население Магдалины. Генетические данные свидетельствуют о том, что мадленцы тоже исчезли. ДНК, извлеченная из коренного зуба, найденного в пещере Кендрика, совсем не похожа на ДНК людей из пещеры Гофа. Наоборот, это совпадение с популяциями, обитающими дальше на юге Европы, что отражает родословную, которую генетики называют западными охотниками-собирателями.

Новые люди принесли с собой новые обычаи: кости людей в пещере Кендрика указывают на то, что в рационе было много рыбы и других морских существ. И они захоронены без признаков посмертной модификации или каннибализма. «У них очень разные диеты, и похоже, что это соответствует генетике», — говорит Стивенс. «Кажется, что люди перемещаются вместе со своей средой обитания».