Таинственные символы пролили свет на знакомство древних людей с динозаврами

Загадочные петроглифы поразили воображение ученых

Ученые утверждают, что таинственные символы, найденные рядом со следами ног, проливают свет на осведомленность древних людей о динозаврах. Эти резные изображения, называемые петроглифами, выполнены в форме звезд или кругов с внутренними делениями на скалистом выступе, где найдены следы динозавров-зауроподов, на стоянке Серроте-ду-Летрейру в бразильском штате Параиба.

Загадочные петроглифы поразили воображение ученых
Фото: freepik.com

Новое исследование показало, что доисторические люди в Бразилии вырезали рисунки на скале рядом со следами динозавров, что позволяет предположить, что они, возможно, находили их значимыми или интересными.

Как сообщает CNN, наскальные рисунки, которые археологи называют петроглифами, находятся в месте под названием Серроте-ду-Летрейру в Параибе, сельскохозяйственном штате на восточной оконечности Бразилии. Исследователи впервые заметили эти следы в 1975 году. Но теперь они интерпретируются как относящиеся к отпечаткам ног доисторических рептилий после недавних полевых исследований с помощью беспилотных летательных аппаратов, которые выявили ранее невиданные рисунки. Следы принадлежат динозаврам мелового периода, который закончился 66 миллионов лет назад.

“Люди обычно думают, что коренные жители не знали о своем окружении или не обладали каким-либо научным духом или любопытством”, - сказал соавтор исследования Леонардо Трояно, археолог из Института национального исторического и художественного наследия в Бразилии. “Но это неправда. Совершенно очевидно, что они заинтересовались отпечатками ног. Мы никогда не узнаем, знали ли они о динозаврах, но очевидно, что им были интересны отпечатки и они считали, что они имеют какое-то значение”.

Петроглифы Серроте-ду-Летрейру - не первые образцы наскальной живописи, найденные рядом с отпечатками динозавров, но авторы исследования заявили, что, по их мнению, беспрецедентная четкость связи между ними на этом конкретном участке может иметь значительные последствия для палеонтологии, археологии и изучения культурного наследия, отмечает CNN.

Неясно, как давно были сделаны петроглифы. Но в исследовании, опубликованном в марте в журнале Scientific Reports, отмечается, что радиоуглеродный анализ показал, что захоронениям в этом районе от 9400 до 2620 лет, что позволяет предположить, что племена, оставившие их, должны были жить в это время.

“Эти люди, вероятно, жили небольшими общинами, используя естественные скалистые укрытия, которых в этом районе очень много”, - рассказал Трояно.

“Этот регион в Бразилии похож на австралийскую глубинку — здесь очень жарко и нет тени, поэтому стоять там и высекать камень непросто. Это требует больших усилий, поэтому, когда они выбирали это место, они действовали очень целенаправленно”, - добавил он. “Они могли бы использовать множество других скальных выступов в окрестностях, но выбрали именно этот”.

Рисунки различаются по стилю, что позволяет предположить, что к ним могли приложить руку несколько художников. Некоторые из них имеют форму растений, в то время как другие напоминают геометрические формы, включая квадраты, прямоугольники и круги. Внутри кругов есть кресты или линии, которые могут выглядеть как звезды, говорит Трояно. Однако, что означают эти знаки, остается загадкой.

“Все они кажутся абстрактными, и если они что-то и означали для людей, которые их делали, мы не знаем, что именно”, - сказал он.

Следы в Серроте-ду-Летрейру принадлежат трем типам динозавров: тероподам, зауроподам и орнитоподам. Исследователи подозревают, что люди, вырезавшие скалу, могли принять некоторые из них за следы реев — крупных местных птиц, похожих на страусов, чьи следы выглядят почти идентично следам динозавров-тероподов.

Трудно представить, что могли подумать доисторические люди об отпечатках зауроподов, оставленных одними из самых крупных травоядных динозавров, которые когда-либо жили, и поэтому непохожих ни на одно животное, которое было бы им знакомо. Вероятно, по этой причине намеренная связь между рисунками и этими конкретными отпечатками менее очевидна, отмечается в исследовании.

Трояно сказал, что, по его мнению, следы могли быть оставлены во время общественных собраний.

“Я думаю, что создание наскальных рисунков было связано с каким-то ритуальным контекстом: люди собирались и что-то создавали, возможно, используя какие-то психотропные вещества. У нас есть растение под названием юрема, которое обладает галлюциногенными свойствами и используется по сей день”, - сказал он. “Мы можем предположить, что люди использовали его и в прошлом, потому что он очень распространен в регионе. Я думаю, их интересовало, что представляют собой следы, и, я полагаю, они идентифицировали их как отпечатки ног. Они заметили, что это не случайно”.

По словам Трояно, есть и другие места с петроглифами в непосредственной близости от следов динозавров — в Соединенных Штатах и Польше, — но они демонстрируют “далеко не такой уровень интенциональности”, - сказал он. Интенциональность определяется не только тем, насколько близки рисунки к гравюрам, но и тем, совпадают ли они с ними. Если они не совпадают, это говорит о “продуманности” создателей, говорится в исследовании.

Трояно добавил, что он работает над последующей работой, в которой будет более подробно рассмотрена интерпретация и анализ петроглифов Серроте-ду-Летрейру, основываясь на результатах текущего исследования.

По словам Радослава Палонки, адъюнкт-профессора археологии Ягеллонского университета в Кракове (Польша), который работал с подобными петроглифами, но не принимал участия в исследовании, прямая связь рисунков со следами окаменелостей динозавров уникальна и может пролить больше света на важность, смысл и значение наскальных рисунков.

“О том, что места расположения наскальных рисунков были выбраны специально, свидетельствует, среди прочего, тот факт, что представители сообществ, создавших наскальные рисунки или петроглифы, часто размещали их очень близко к более древним изображениям, оставленным другими культурами”, - сказал Палонка по электронной почте. “Так было в различных частях мира, где практиковалось наскальное искусство, и это очень хорошо видно, в частности, на Юго-западе Северной Америки/юго-западе США, где сосредоточены мои научные интересы”.

По словам Трояно, этот петроглиф является самым заметным на месте раскопок. Круг разделен линиями и имеет большие размеры.

Ян Симек, заслуженный профессор антропологии Университета Теннесси в Ноксвилле, согласился с этим. “В статье представлен новый интересный пример того, как древние люди наблюдали за окаменелостями на местности и учитывали их в своих религиозных переживаниях и интерпретациях”, - сказал Симек, который также не принимал участия в новом исследовании петроглифов.

“Историк науки (из Стэнфордского университета) Эдриен Майор (Adrienne Mayor) показала, как древние греки и римляне рассматривали окаменелости как свидетельства существования гигантов и чудовищ из их собственных мифологий и как коренные народы Северной Америки видели историю своего происхождения в окаменелостях, которые они видели разбросанными по их ландшафтам", - написал Симек по электронной почте. “Случай в Бразилии - еще один археологический пример этой очень человеческой склонности связывать духовный мир, созданный в воображении, с необъяснимыми вещами в окружающем нас мире”.