Путина “нагрузили” космическими проблемами

Строительство ракет-носителей попало в “красную зону”

Вчера Владимир Путин посетил космический центр им. Хруничева, гендиректор которого после слов: “Вы только не подумайте, что я снова денег прошу”, — сказал, что центру нужно более 10 млрд. рублей на запуск ракеты-носителя “Ангара”. Выслушав просителя, премьер провел совещание по проблемам ракетно-космической отрасли. Между тем в кулуарах совещания вице-премьер Сергей Иванов категорически опровергал слухи об отсутствии в стране нанотехнологий. В качестве доказательства их существования он привел “каракульчу с нанопокрытием”.

В центре им. Хруничева ВВП осмотрел цех, где собирают ракеты-носители “Протон” и “Ангара” (испытания последней намечены на 2011 год). Гендиректор НПЦ Владимир Нестеров рассказал премьеру о финансовых проблемах центра. По его словам, за счет девальвации рубля финансовая задолженность НПЦ существенно увеличилась. Вернее, в долларовом эквиваленте она снизилась с 740 до 738 млн., а в рублевом возросла с 17 до 26 млрд. “Мы попали в “красную зону” и были вынуждены обратиться за помощью к государству”, — вздохнул Нестеров. То есть он не пытался пустить в глаза гостю космическую пыль, будто дела обстоят хорошо. Да это было бы и странно по нашим временам.

Попутно показывая премьер-министру разного рода слайды, гендиректор через некоторое время нерешительно произнес: “Вы не подумайте, что я снова денег прошу…” — “Я уже подумал”, — сообщил ему Путин. Нестеров, заметно успокоившись, пожаловался, что на запуск “Ангары” кровь из носа нужны дополнительные средства: “Если мы хотим запустить ракету в 2011 году, то нам нужны дополнительные деньги”, — высказался Нестеров. Всего выходило более 10 млрд. рублей. “Но если снимут деньги с Плесецка, то мы можем не торопиться”, — мягко завершил свою речь гендиректор центра. ВВП молчал — либо не принял решение, либо оно было не для прессы…

Пока премьер-министр осматривал цех, в одном из помещений центра, где должно было состояться совещание, вовсю готовились к появлению премьера: какой-то человек обильно “поливал” помещение освежителем воздуха. Вряд ли это был “Ландыш” или “Морской бриз”. Скорее всего какой-нибудь “Млечный Путь”… Вошедший Владимир Владимирович пообещал, что государство, несмотря на кризис, будет делать все возможное для технического перевооружения отрасли.

 По его словам, в скорректированном проекте бюджета на этот год не предусмотрено снижение расходов на развитие ракетно-космической отрасли. В числе приоритетов он назвал и ракету-носитель “Ангара”, но не уточнил, получит ли центр запрошенные им дополнительные средства. Зато, сообщил премьер, уже приняты меры по оказанию помощи отрасли: НПЦ им. Хруничева выделены 8 млрд. рублей на увеличение уставного капитала; АО “Энергомаш” получит до 3 млрд. руб. госгарантий; еще 16 предприятиям будут выделены субсидии на уплату процентов по кредитам.

Между тем до прихода Владимира Путина на совещание всеобщее внимание к себе привлек Сергей Иванов.

 Разговаривая с министром экономического развития Эльвирой Набиуллиной, он вдруг громко произнес: “Каракульча с нанопокрытием”. Это было интригующе. Речь определенно шла о мехе каракульчи (молодой барашек), но в каком-то новом исполнении. А самое главное — к чему все это было сказано? Вскоре загадка разъяснилась: “Вот сейчас пройдет острая фаза кризиса — и тогда… — вице-премьер вновь начал говорить, задумчиво помолчав. — А еще говорят, что у нас нет нанотехнологий, что это выдумка…” Вот оно что — Иванов пытался доказать министру экономразвития (видимо, она тоже не очень верит в реальное существование российских нанотехнологий), что эти технологии не просто существуют, но уже и используются! Пусть даже для покрытия меха каракульчи. Что ж, уже хорошо. Правда, хотелось бы получить ответ на еще один вопрос: как наносится нанопокрытие на мех? Может, с помощью специального нанобаллончика?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру