Наследственные болезни побеждены в зародыше

Страх перед наследственными болезнями скоро уйдет в прошлое

Американские медики разработали экспериментальную методику с потенциалом для предотвращения наследственных заболеваний, передающихся от матери к ребенку.

Новая прогрессивная техника пока испытана лишь на нечеловекообразных приматах, подразумевая передачу наследственного материала от одной женской яйцеклетки к другой яйцеклетке, из которой наследственный материал был удален.

Обработанные яйцеклетки, которые были оплодотворены донорской спермой, имплантировались самкам до тех пор, пока те не выдали потомков, свободных от материнской митохондрии и вместо этого обладавших митохондрией донорской яйцеклетки.

Митохондрии – это крошечные структуры внутри клеток, которые помогают обеспечить энергию для деятельности этой клетки. Они передаются от матери к ребенку в жидкости (цитоплазме), содержащейся внутри яйцеклетки. В последнее время считалось, что дефекты в митохондриях были связаны с различными факторами, такими как диабет, рак, бесплодие, а также с такими нейродегенеративными заболеваниями, как болезни Альцгеймера, Паркинсона и Хантингтона.

Новая техника повышает возможность предотвращения передачи митохондрии, связанной с наследственным расстройством, следующему поколению.

«Недавние изыскания допускают, что митохондриальные расстройства играют определенную роль, по крайней мере, в некоторых пропорциях многих человеческих расстройств», - сказал Дуэйн Алегзандер, доктор медицины, директор Национального института детского здоровья и человеческого развития имени Юнис Кеннеди Шрайвер.

«Результаты дальнейшего исследования позволят паре иметь ребенка, биологически их собственного, но уже без каких-либо условий, связанных с дефектами в материнской митохондрии», - убеждены ученые.

Митохондрии передаются последующим поколениям только через яйцеклетки и не передаются через сперму. В дополнение к ДНК, находящейся в хромосомах, установлено, что митохондрии имеют и свою собственную ДНК. Мутации в митохондриальной ДНК связаны с различными человеческими нарушениями.

Исследование было проведено учеными Орегонского университета здоровья и науки (Oregon Health Science University) в Бивертоне и опубликовано онлайн-способом в журнале «Nature».

Используя разработанную технику, исследователи создали оплодотворенные яйцеклетки и получили три благополучные беременности у макак-резус, родивших четырех здоровых новорожденных. Последние достижения в области передачи наследственного материала и в микроскопии способствовали этому достижению, отмечают ученые.

Исследователи утверждают, что их техника не влечет какого-либо риска хромосомных повреждений.

Изучение 5-6-дневных эмбрионов (бластоцист), появившихся в результате оплодотворения яйцеклеток, и линий эмбриональных стволовых клеток, полученных из них, не выявило каких-либо видимых повреждений хромосом. Анализ клеток, взятых у обезьян-младенцев, родившихся после экспериментальной процедуры, не обнаружил материнской митохондриальной ДНК.