Будете как миксотрофы, и вернетесь в царство света живыми

Ученые смогли опровергнуть некоторые традиционные знания

Природные катастрофы, такие как падение астероидов, сверхмощные извержения вулканов или крупномасштабные лесные пожары будут периодически погружать нашу планету в аномальную темноту. Для ответа на вопрос, как можно выживать без солнечных лучей в такие моменты и у кого это получится лучше всего, исследователи решили поставить эксперимент.

Чтобы выяснить, как организмы могут выносить периоды так называемой «катастрофической темноты», Чарльз Коккел из Центра Земли, Планет, Космоса и Астрономических исследований Открытого Университета (Open University's Centre for Earth, Planetary, Space and Astronomical Research) в Милтон-Кейнсе (Великобритания) и его команда помещали образцы пресной воды и морских организмов в полную темноту на шесть месяцев – на период аналогичный тому, который может ожидаться при следующей гипотетической катастрофе.

В качестве образцов брались фототрофы, которые преобразуют солнечный свет в пригодную энергию, и миксотрофные организмы, которые могут использовать солнечный свет или потреблять мертвое органическое вещество.

Исследовательская команда обнаружила, что фототрофические виды боролись за выживание, правда, при этом большинство из них погибало. Тех немногих, которые выжили в состоянии покоя (спячки) удалось репопулировать после возвращения освещенных условий.

Миксотрофы между тем, казалось, словно процветали в экспериментальной темноте. Более того, они даже протягивали руку помощи своим светозависимым родственникам: когда свет ушел, миксотрофы смогли перейти на получение энергии из мертвых существ и растений, и при этом они смогли добывать из всего этого питательные вещества. Что создавало предпосылки для восстановления к жизни фототрофов после возвращения их на свет.

«Полученные нами результаты показывают, что вопреки распространенному убеждению, катастрофическая темнота не полностью уничтожает фототрофные организмы, - говорит Коккел. – То есть фотосинтетическая биосфера является намного более защищаемой, нежели принято считать».

Уорвик Винсент, руководитель исследований водной экосистемы в канадском Университете Лаваль (Laval University) в Квебеке, отметил, что «несомненно,  миксотрофия известна давно, однако новым в этом исследовании является его контекст – катастрофическая темнота».

Исследование было изложено в журнале «Astrobiology» в статье «Experiments on Mixotrophic Protists and Catastrophic Darkness».