Первый глоток молока

В Центральной Европе молокопитие появилось примерно 7500 лет тому назад

Способность усваивать молочный сахар (лактозу) впервые проявилась у ранних общин, которые занялись разведением молочного скота в центральной Европе, а не у более северных сообществ, как раньше считалось. Об этом свидетельствует результаты исследований Университетского Колледжа Лондона (University College London), которые изложены учеными в журнале PLoS Computational Biology (журнал по вычислительной биологии).

Генетические изменения, которые позволили ранним европейцам начать пить молоко безо всяких болезненных побочных эффектов, "отметились" на карте истории благодаря фермерам, занявшимся разведением молочного скота 7500 лет назад в регионе между центральными Балканами и Центральной Европой.

Ранее считалось, что естественный отбор заставил людей впервые пить молоко в более северных регионах в силу их большой потребности в витамине D в постоянном рационе. Люди, живущие во многих частях света, обычно получают витамин D при попадании солнечного света на кожу, однако в северных широтах солнечного света не хватает на протяжении большей части годичного цикла.

В совместном исследовании, команда использовала компьютерное моделирование для изучения распространения лактазной персистентности, молочного животноводства, других методов сбора пищевых продуктов и генов в Европе.

Новая модель интегрирует генетические и археологические данные с помощью новоразработанных статистических подходов.

Профессор Марк Томас из отделения Генетики, Развития и Окружающей среды (Genetics, Evolution and Environment) Университетского Колледжа Лондона отмечает: "Большинство взрослых людей во всем мире не продуцируют фермента лактозы в связи с чем, им тяжело усваивать молочный сахар (лактозу). Тем не менее, большинство европейцев продолжают производить лактозу на протяжении всей своей жизни, способность известная как лактозная персистентность. В Европе единственное генетическое изменение (13910 * T) в значительной степени связано с лактозной персистентностью, одновременно эволюционируемой с культурной практикой молочного животноводства, которая, по всей видимости, дала человеку большое преимущество при выживании».

Как объясняет профессор Томас, поскольку потребление взрослыми людьми свежего молока стало возможным лишь после доместикации животных, вполне вероятно, что оно одновременно эволюционировало с культурной практикой производства молочных продуктов, хотя неизвестно, когда оно впервые возникло в Европе как явление или какие продвигали его быстрое распространение.

"Наше исследование смоделировало распространение лактозной персистентности и сельского хозяйства в Европе, позволив установить, что лактозная персистентность, скорее всего, проявилась около 7500 лет в областях между Центральными Балканами и в Центральной Европе, наиболее вероятно, среди людей культуры линейно-ленточной керамики. Но, вопреки распространенному мнению, нами также было установлено, что потребность в диетическом витамине D не была необходимостью, которая объясняет, почему лактозная персистентность столь широко распространена в Северной Европе в наши дни".