Игры с глиной

«МК» нашел единственную в России мастерицу, знающую секреты древней игрушки-свистульки

Кожлянская стоит в одном ряду с такими известными во всем мире глиняными игрушкам как Филимоновская, Дымковская и Каргопольская. Зародилась она в 19 веке в российской глубинке – селе Кожля Курской области и относительно недавно начала возрождаться в школе соседней деревни. Хранительница этого ремесла член союза художников России Валентина Ковкина. Ее изделия хранятся в крупнейших российских музеях, в частных коллекциях как самобытные и уникальные произведения искусства. Стоимость оригинальной игрушки-свистульки мастера для профессиональных собирателей достигает сотен долларов, а на своей родине ее цена равна всего лишь 50 рублям. Корреспонденту “МК” о секретах народного промысла рассказала ученица Ковкиной учитель технологии Виктория Пашкова.

«МК» нашел единственную в России мастерицу, знающую секреты древней игрушки-свистульки

«Кожля» по-украински «коза»

По легендам переходящим из поколения в поколения игрушку-свистульку привезли из соседней Украины полтавские ремесленники. Однако оригинальный вид гончары все-таки придумали уже на новом месте своего пребывания – селе Кожля, тогда еще Курской губернии. От места жительства, кстати, произошло и название ремесла. Как рассказывают старожилы, “кожля” это обрусевшее украинское слово “козля” или по-русски “коза”. Животные паслись в лозе, между двух склонов, недалеко от населенного пункта. В честь них назвали деревню, а потом и игрушку.

- На самом деле никто не знает, откуда она взялась, истоки утеряны. А то что нам известно, узнали от бабушек – местных жительниц. На Украине тоже есть игрушки, но они совсем не похожи на нашу, - рассказывает мастер народного промысла, учительница технологии Виктория Пашкова.

В годы коллективизации искусство лепки практически утратили. Все трудоспособное население деревни сгоняли в колхозы. На производство свистулек, которым зарабатывали себе на жизнь селяне, власть наложила вето.

В начале 80-х Кожлянская игрушка возродилась благодаря директору школы соседнего села Дроняево Светланы Гасниковой. По ее словам она не хотела, чтобы современное поколение забыло свои истоки и не знало, чем жили их деды. После этого в учебном заведении начали проводиться уроки лепки. В Кожле осталось тогда всего три мастерицы. Ковкина – была одной из них. Она и стала учить детей старинному ремеслу.

Без ног и головы, но со свистом

Игрушка как любое произведение искусства имеет свои особенности. Каноны лепки очень жесткие и строго соблюдаются мастерами. Иначе по их словам этот народный промысел давно бы уже исчез.

- Ее делают из беложенной глины. Хотя умельцы часто смешивают несколько видов глин, для прочности и определенного цвета изделия. Игрушка должна быть всегда в диапазоне от белого до персикового цвета, на ней минимум росписи и выдержана в определенных формах, образах, - рассказывает Виктория Витальевна.

Используется исключительно 4 цвета: желтый, красный, зеленый и синий. Образы выбраны не просто так, все соответствуют традициям и несут в себе определенную информацию. Основные формы – барыня и всадник. Последний считается прообразом Георгия Победоносца – покровителя гончаров. Лепят так же и домашних животных, среди них петушки, собачки, козлики.

Размеры изделия тоже бывают разные от 5 сантиметров до 30. Маленькие – самые простые. С них чаще всего начинают свою учебу дети, а большие игрушки считаются верхом мастерства. По рассказам Виктории Витальевны раньше такие свистульки делали только на заказ, стоило такое изделие очень дорого.

- Вся сложность – в свисте. Игрушка полая. После того как корпус готов, нужно его еще правильно проколоть, чтобы он издавал определенный звук. Сама Ковкина всегда говорила, что у игрушки может не быть ножек и головы, но обязательно должна быть свистулька, - поясняет мне мастерица.

Игрушка уникальна. Все секреты ее изготовления бережно хранят в стенах Дроняевской школы. Причем исторически этим видом гончарного искусства занимались только женщины и девочки. Изготовление горшков было тяжелой работой и требовало большой физической силы, а игрушку считали баловством, развлечением. «Кроме того, это же очень тонкая работа. Женские руки с ней лучше справляются, чем мужские. Хотя сейчас лепят все, как парни, так и девушки», - добавляет Виктория Пашкова.

Дело мастера не боится

Сейчас Валентине Ковкиной 88 лет. Она только три года назад ушла из школы. Как говорят многие из учителей, Валентина Венедиктовна продолжала бы передавать тонкости мастерства, если бы не микроинсульт, отобравший у нее возможность работать. Ее судьба и жизнь игрушки тесно переплетаются. Еще в молодости, в карьере при заготовке материала на Ковкину свалился огромный пласт глины. Тогда молодая женщина получила травму позвоночника и стала инвалидом. Муж после этого оставил ее с тремя детьми. Однако врачи поставили ее на ноги, на всю оставшуюся жизнь одев на женщину корсет.

- Не оставлять свое дело ни при каких жизненных трудностях ей наверно помогал завет матери. Как-то она ей сказала — что бы не случилось, хорошее или плохое, никогда не оставляй игрушку. Эти слова она пронесла через всю жизнь. Выполнила его, - вспоминает слова своего учителя Виктория Витальевна.

Даже сейчас старушка боится потерять связь с корнями, с родиной кожлянской игрушки. Именно поэтому она до сих пор живет в старой избе, с земляным полом, низким полуобвалившимся потолком и маленькими окошками. Не так давно поставили колонки, а до этого бабушка брала воду из колодца. Ей предлагали переехать в ближайший город или дать новый дом, но она отказалась, сказала что не надо, свое есть.

У Валентины Венедиктовны есть последователи. Как говорят в школе, если у мастера есть ученики, значит его промыслу жить.

Одна из них Виктория Пашкова — учитель технологии Дроняевской школы, мастер народных промыслов. Благодаря общим усилиям, сегодня при школе создан свой «Музей народных промыслов», где собраны образцы гончарного искусства. Есть и «Центр народных традиционных промыслов». Там продолжается работа по сохранению и развитию двух старинных ремесел – кожлянской игрушки и дроняевского гончарства.

- Я училась в этой школе, лепкой начала заниматься в 9 лет. Нельзя стать профессионалом за год, это длительный процесс. Рассказать о тонкостях невозможно, нужно смотреть, наблюдать. Да и должны появиться чисто механические навыки. Кроме того, это увлекает, затягивает. Удивительно, когда из бесформенного куска глины получается хрупкая вещь. Самое интересное то, что этому можно научиться, - восхищаясь, говорит Виктория Витальевна.

Сейчас игрушку знают во всем мире. Она выставлялась во Франции, за ней специально приезжали представители из Юнеско, несколько авторских работ Ковкиной есть и в коллекции «Русского музея». Не стоит забывать и о многочисленных российских наградах, которые заслужила школа, поддерживая этот народный промысел. Не так давно Виктория Пашкова получила звание «Лучшего учителя России», а школа — президентский и областной гранты.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру