На линии огня

Вернуть лицо помогут комбустиологи

Бытовые пожары, взрывы, теракты, автоаварии... В таком мегаполисе, как Москва, чрезвычайных ситуаций всегда немало, когда не только повреждаются руки-ноги, но пострадавшие получают серьезные ожоги, иногда не совместимые с жизнью. Только в Ожоговом центре Института скорой помощи им. Склифосовского сегодня проходят лечение 53 пациента. Но при необходимости центр способен принять до 100 человек. Сегодня в помощь врачам пришла реконструктивная хирургия, позволяющая эффективно устранять функциональные и эстетические дефекты, вызванные ожогами. Об этом поведал редакции главный специалист по лечению ожогов Департамента здравоохранения г. Москвы, руководитель Ожогового центра СКЛИФа, доктор медицинских наук Сергей СМИРНОВ, проработавший на этой ниве более трех десятков лет.

Вернуть лицо помогут комбустиологи

Увы, техногенные катастрофы — примета нашего времени. Как сказал Сергей Владимирович, из всех травм именно ожоги причиняют наибольшие страдания человеку, требуют длительного лечения. Пациент трудно восстанавливается. И даже после заживления ран остаются функциональные и эстетические дефекты, ограничивающие больных в трудовой и социальной реабилитации. Но сегодня очень многое поправимо.

— Сергей Владимирович, о вашем ожоговом центре ходят легенды. Какие именно современные высокие технологии вы применяете?

— Хотел бы рассказать об операциях реконструктивной хирургии последствий тяжелейших ожогов у больных, — начал главный комбустиолог Москвы Сергей Смирнов. — Благо наши операционные полностью оборудованы для любого вида хирургических операций. Да и дежурные и диагностические службы центра работают круглосуточно и объединены в одном здании, что немаловажно в экстремальных ситуациях.

Предлагаемые виды операций могут проводиться с использованием как местных тканей, так и аллогенных (чужих, донорских) или синтетических материалов, микрохирургической техники. Устранение ограниченной подвижности суставов сопровождаем кожной пластикой, в ряде случаев с использованием тканевых экспандеров, аппаратов наружной фиксации сегментов конечностей. Арсенал методов реконструктивной микрохирургии позволяет получать лучшие функциональные и эстетические результаты.

— Какие повреждения, резко ограничивающие двигательные способности пациентов, под силу устранить вашим хирургам сегодня?

— Практически любые, что касается верхних и нижних конечностей. Можем, например, удлинить культю, протезируем суставы и фаланги пальцев, восстанавливаем опорные поверхности стопы, устраняем деформации голеностопного сустава, суставные ограничения; устраняем рубцы, деформирующие кисть, предплечье и наносящие грубый функциональный и эстетический урон человеку. Но и это еще не все: при деформации кисти с потерей функциональных структур перемещаем мышцы предплечья и переключаем сухожилия. Нашим хирургам под силу костная и сухожильная микрохирургическая аутопластика, восстановление периферических нервов, артерий, формирование полноценного мягкотканого покрова для успешного протезирования. И многое, многое другое.

Я уж не говорю о колоссальных возможностях наших докторов в лечении изъязвленных, старых, плотных или сморщенных рубцов или последствий их разрывов. Делаем даже реконструктивные операции при рубцовых деформациях гениталий.

— Но не менее важно восстановление пострадавших после повреждений, связанных с травмами головы, шеи?

— Да, мы делаем пластику кожи при наличии обнаженных костей черепа, когда особым методом перемещаем кожу с неповрежденных участков тела пострадавших на поврежденные. Устраняем рубцовые дефекты на голове и шее. Восстанавливаем повреждения ушных раковин, носа, век, губ. Причем для реконструктивных операций используем как местную, так и комбинированную анестезию. Профессионализм позволяет.

фото: Александра Зиновьева

Первая помощь при ожогах

— В первый момент все ожоги стерильны, ведь они возникают от воздействия высоких температур, — говорит Сергей Владимирович. — Но в следующее мгновение на обожженной коже возникают признаки воспаления. Ожог превращается в рану, открытую для любых микробов. Поэтому все, что, по мнению некоторых “советчиков”, годится для облегчения боли в обожженном месте, может, наоборот, стать источником инфекции. Самое эффективное средство при любых ожогах — это охлаждение обожженной поверхности. Всем, что окажется под рукой: холодной водой, снегом, льдом из холодильника или любым замороженным продуктом из него. Но желательно в упаковке. Холод приостанавливает нежелательные воспалительные процессы. Обожженные ткани как бы впадают в состояние анабиоза. И боль тоже на какое-то время утихает.

Ожог первой степени. После первых шагов обожженное место обрабатывается в соответствии со степенью ожога. Признак ожога первой степени — легкое покраснение и небольшая припухлость кожи. Эти места следует обработать слабым (бледно-розовым) раствором марганцовки. Если площадь ожога небольшая, можно этим и ограничиться. В ином случае надо наложить противоожоговую мазь или обработать аэрозолем (3—4 раза в день). В домашней аптечке желательно иметь специальные противоожоговые аэрозоли. В аптеках есть еще очень хорошие мази от ожогов, обладающие не только ранозаживляющим действием, но и препятствующие проникновению ожога в более глубокие слои кожи.

Кстати, летом самое большое количество ожогов люди получают не от плиты, а от солнца. Известна тяга бледнолицых москвичей к загару. Первой помощью при солнечных ожогах должно быть также максимальное охлаждение. Нужно сразу уйти в тень. Помогут кефир с простоквашей — на кожу. Но не следует использовать жидкости, содержащие спирт. Многие считают, что достаточно протереть красноту одеколоном, как все пройдет. Это заблуждение. Одеколон вызывает еще большее раздражение кожи.

Одеколоном можно воспользоваться только при так называемом точечном ожоге, когда, например, от спички отскакивает горящий кусочек серы и попадает на кожу.

Ожог второй степени. Он, как правило, сопровождается образованием волдырей. Тонкую пленку волдыря нельзя срывать ни в коем случае. Поверхность под ним очень болезненна. Можно лишь аккуратно стерилизованным инструментом проткнуть оболочку и выпустить находящуюся в нем жидкость. На такой ожог тоже следует наложить специальную мазь: покрыть тонким слоем мази сам ожог или стерильную марлевую салфетку и приложить ее к ране. Затем надо завязать все это марлевым бинтом. Нельзя закрывать обожженное место пластырем, он затруднит доступ воздуха. А ране для заживления необходим кислород. Повязку нужно менять каждый день. Если она присохла — размочить в растворе фурацилина или слабом растворе марганцовки. Когда рана начнет заживать, повязку можно снять. Такие ожоги проходят, как правило, через пару недель. Все эти меры можно применять в домашних условиях, если обожжена небольшая поверхность кожи. Обширные же ожоги должен лечить только врач. К тому же есть ожоги, при которых тоже надо обязательно обращаться к специалистам. Скажем, если неправильно лечить ожог на кистях рук, то после заживления могут появиться грубые рубцы. Они не только некрасивы, но могут мешать движению рук. Ну а про лицо я просто не говорю.

Ожог третьей и четвертой степеней. При этом виде ожога образуется рана, полностью лишенная верхних слоев кожи, вплоть до обугливания. Могут пострадать и более глубоко лежащие ткани. Сразу после травмы такие ожоги выглядят как светло-серые или светло-коричневые участки кожи, чуть плотноватые на ощупь. Здесь никакого самолечения быть не должно, только в больнице.

P.S. В Ожоговом центре СКЛИФа все формы лечения, в том числе реконструктивные операции при рубцовых последствиях ожогов, проводятся бесплатно, на основе системы ОМС.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру