Однако именно эти деревья — лучшие производители кислорода в городе. И найти достойную замену им никак не получалось. В СССР тополя стали повсеместно высаживать после войны. “Тополь без труда выдерживает морозы и приспосабливается к самой плохой экологии — не боится пыли, дыма и газов, — говорят экологи. — Одно дерево выделяет столько кислорода, сколько 10 берез, 7 елей, 4 сосны или 3 липы. За вегетативный сезон один тополь освобождает атмосферу от 20–30 кг пыли или сажи. Да и сам пух не является аллергеном — он лишь переносчик частиц растений, вызывающих аллергию”.
Как рассказали “МК” в Мосзеленхозе, лучшей заменой тополям являются лиственные деревья. Так, например, в городе хорошо приживаются липы, клены. Они в достаточном количестве выращиваются в собственных питомниках Мосзеленхоза. А вот ели и пихты долго растут и весьма капризны.
— Тополя — очень неприхотливые деревья, поэтому заменить их будет трудной задачей, — говорит кандидат сельскохозяйственных наук Иван Смирнов. — Очень мало деревьев могут выживать в такой трудной экологической обстановке. Липы выделяют много кислорода (хотя до “производительности” тополей им далеко), но они лучше приживаются в парках, нежели на обочинах.
![](https://static.mk.ru/upload/article_images/55/d4/91/495_12349.jpg)
Действительно, в современных городах липу широко используют для озеленения улиц, но на перекрестках листья этих деревьев словно “обгорают” от выхлопов автомашин. Кустарники терпимы к московской экологии, но они не смогут выработать столько кислорода.
— Вырубка тополей — решение достаточно непродуманное, — уверены сотрудники Центра охраны дикой природы. — Далеко не все московские тополя являются женскими особями (именно они дают тот самый пух), поэтому вырубать все подряд не нужно. Различить мужские и женские особи достаточно легко. И, кстати, работники питомников могут организовать размножение преимущественно мужских тополей.