Школ повышенного уровня (гимназии, лицеи и учебные заведения с углубленным изучением ряда предметов) в России на удивление много: их число, по данным исполнительного директора Межрегиональной ассоциации мониторинга и статистики образования Марка Аграновича, составляет сегодня 8% от общего количества, и там учится каждый пятый ребенок. В Санкт-Петербурге же, к примеру, таких школ и вовсе 42% — и там учится каждый второй. Поэтому рейтинг призван обеспечить родителям правильный выбор, и исходя из этого, школы в нем оцениваются не по общим площадям или зарплатам учителей, а по самому важному для семей: возможности индивидуального развития детей; результатам обучения (средний балл ЕГЭ и участие в олимпиадах); условиям обучения, включая безопасность и Интернет; доступности (есть ли дети из других микрорайонов, инфраструктура для инвалидов, приемлемость цены на дополнительные образовательные услуги).
Как оказалось, самые высокие учебные результаты у школ естественно-научного и физико-математического профиля. Возможностей индивидуального развития лучше других обеспечивают художественно-эстетические, спортивные школы и школы технического профиля. Наилучшие условия обучения — в естественно-научных, физико-математических и языковых школах, а самое доступное обучение — в спортивных и языковых школах. Причем в определенную таким образом топ-пятидесятку школ вошли 17 регионов из 24 участвовавших в рейтинге. А значит, уровень образования по стране примерно одинаковый.
Впрочем, некоторые результаты рейтинга удивляют. Так, уровень финансирования школы, как оказалось, не предопределяет качество образования, которое там получают дети. А вот там, где есть дополнительные, необразовательные услуги (например певческий хор или танцевальный кружок), дети учатся гораздо лучше, чем в школах, где их нет.
Есть и неприятные сюрпризы. Так, далеко не все участники рейтинга на самом деле могут претендовать на статус элитных школ. К примеру, средний балл ЕГЭ по математике в гуманитарных, языковых, художественно-эстетических спецшколах не достигает 50 баллов. И, что самое неприятное, та же картина наблюдается в 20% физико-математических школ, то есть каждой пятой. При этом встречаются и школы гуманитарного профиля со средним баллом по русскому языку ниже 50.
Удивляет и то, что школы небольших городов, как оказалось, по качеству образования успешно конкурируют со школами городов-миллионников. А это полностью опровергает заверения властей, что качество могут дать лишь школы-многотысячники.
— Есть маленькие школы, которые дают блестящий уровень, — подчеркнул «МК» Марк Агранович. — Таким образом, качество образования — это вопрос управления, и в этом смысле размер не имеет значения.
Впрочем, по мнению главного редактора журнала «Директор школы» Константина Ушакова, размер таки имеет значение:
— Любой эксперт подтвердит, что оптимальное количество учеников в школе не превышает 600–700 человек. А укрупнение школ Москвы вызвано совсем другими причинами, — подчеркнул он «МК».
К слову сказать, Москва от участия в рейтинге отказалась, сославшись на «и без того большую загруженность директоров», уточнили «МК» разработчики. Кроме того, «Москва к началу исследований вошла в период реструктуризации, одной из целей которой является отказ от школ повышенного уровня и ставка на повышение общего уровня школ».