К суициду приводит ген стресса

Американцы нашли ген самоубийцы, однако российские ученые считают, что одного мало, - нужна целая комбинация

Генетический сбой может привести к суициду — к этому выводу пришли ученые из университета Джона Хопкинса США. Исследователи утверждают, что обнаружили ген, при снижении активности которого человек может покончить с собой. Прокомментировать данное открытие «МК» попросил доктора биологических наук, профессора, заведующую отделом геномики и лабораторией молекулярной генетики человека Института биохимии и генетики Уфимского научного центра РАН Эльзу ХУСНУТДИНОВУ.

Итак, американцы исследовали мозг более трехсот сограждан, которые совершили самоубийство, и обнаружили, что у всех была снижена деятельность гена SKA2. Именно этот участок ДНК ответственен за реакцию человеческого организма на стресс. У всех самоубийц, а так же и у душевнобольных людей, этот ген был мутирован. И чем выше уровень его мутации, тем больше вероятность, что человек покончит с собой.

Исследователи утверждают, что при помощи этого специфического анализа склонного к суициду человека можно будет вычислить со стопроцентной вероятностью. Планируются, что первыми сдадут кровь на определение склонности к самоубийству военнослужащие. Однако ученые не исключают, что в скором времени анализ будет доступен каждому желающему знать, есть ли у него предрасположенность к суициду. В том числе отмечается, что при помощи анализа врач-психотерапевт сможет назначать именно те лекарства, которые подойдут конкретному человеку, исходя из его генетических особенностей.

- Увы, не все так просто, - говорит Эльза Хуснутдинова. - За склонность к суициду отвечает не один ген, а целая их совокупность. На сегодняшний день выявлено около тридцати «генов суицида». Однако это не предел: по всему миру сейчас ведется поиск и других генов, которые способны привести человека к попытке самоубийства. При этом надо учитывать, что в разных этнических группах разные гены отвечают за склонность к суициду. В ходе наших исследований, в которых участвовали русские, татары и башкиры, мы выяснили, что у каждой народности свой набор «генов самоубийц». Это, в принципе, не удивительно, ведь у каждой народности своя генетическая история и свой генофонд.

-Какие гены в этом смысле можно считать «международными»?

- Например, гены переносчики эндорфина и серотонина (гормонов «положительных» эмоций — прим. «МК»), моноксидазы-а и других. Так же пристальное внимание уделяется генам, которые ответственны за стрессовую реакцию организма. Ведь по существующей гипотезе именно стресс является «спусковым механизмом» для совершения суицида.

- А что вы скажете про ген SKA2, сниженная активность которого понижает способность организма синтезировать белок?

- И он тоже как ген, отвечающий за реакцию человека на стресс, может повлиять на склонность к самоубийству. Но наличие одного из генов суицида в организме еще ни о чем не говорит. У человека, находящегося в зоне опасности по суицидальной склонности, наблюдается множество вот таких специфических генов. Кроме этого они должны сложиться в определенной комбинации. И не обязательно у тех, кто имел в роду самоубийц будет такая же наследственность, хотя склонность к самоубийству может передаваться из поколения в поколение. Вот пример: у матери может быть пять «генов самоубийц», а у отца, допустим — восемь. Однако у них эти гены находятся в «безопасной» комбинации, а вот у ребенка могут сложиться в «опасной». Еще пример — узники концлагерей. Не все кончали собой из-за зверских условий. К слову, может быть и такая ситуация: даже если в роду не было людей, которые свели счеты с жизнью, это не значит, что их потомки застрахованы от этого. Сейчас именно над поиском вариантов вот этих «опасных комбинаций» трудятся ученые всего мира, и мы в том числе. А пока приходится довольствоваться результатами исследований, по которым можно определить только вероятность склонности к суициду.

- А в каком возрасте лучше всего сдавать анализы на наличие таких генов? Целесообразно ли проводить специальные скрининги во время беременности?

- Во время беременности делать такой анализ смысла нет. В раннем детстве тоже. В таком возрасте делаются лишь исследования на генетические заболевания, которые требуют пристального внимания медицинских работников. Определение «генов самоубийц» не экстренная мера, такой анализ целесообразно проводить с семи лет. И если гены обнаружены, ребенку сможет помочь психолог. Таким образом к переходному возрасту — а ведь именно в возрасте 14-18 лет подростками совершается большое количество суицидов — ребенок будет устойчив к стрессам, научиться справляться с жизненными неприятностями.

- Неужели все дело именно в этих злосчастных генах?

- Не только в них. Они «повинны» только на 50%. Остальное — окружающая среда. Это как склонность к наркомании и алкоголизму. Давно доказано, что это наследственно предрасположенные или мультифакториальные заболевания. Но человек, имеющий предрасположенность к алкоголизму, не обязательно сопьется. А вот если окружение у него употребляющее, жизнь полна стрессов, то вероятность велика. Так же и с генами самоубийц. Их наличие вовсе не катастрофа: правильное воспитание, поддержка в семье, своевременная помощь психолога вполне способны предотвратить беду.

- Получается каждый желающий может сделать такой анализ?

- Насколько знаю, такие анализы сейчас делают по всему миру. Мы на протяжении уже шести лет его делаем. Приходят люди, у которых были в роду самоубийцы. За все это время обратилось около ста человек. У половины «гены самоубийц» были выявлены.

- Ученые так же утверждают, что метод пригодится и при индивидуальном подборе лекарств.

- С этим согласна. Каждое лекарство воспринимается разными людьми по-разному. Существуют гены индивидуальной чувствительности и устойчивости к определенным лекарствам. Например, обнаружены гены, отвечающие за устойчивость к аспирину и нейролептикам. Если бы при назначении схем лечения врачи ориентировались бы на генетические особенности пациентов, то выписанные ими лекарства действовали бы гораздо эффективнее.