«Глядя вперед в прошлое»: аукцион «Кристис» бьет мировые рекорды

Произведения искусства ушли с молотка за запредельные цены

«Глядя вперед в прошлое» — так назывался аукцион, проведенный на днях домом «Кристис» в Нью-Йорке. Прошлое было недалеким — ХХ век. Но вот цены были запредельными и рекордными.

Произведения искусства ушли с молотка за запредельные цены

Картина Пабло Пикассо 1955 года «Женщины Алжира (версия О)» была продана за $179,4 млн. Цена эта установила рекорд аукциона и была много выше ожидавшихся $140 млн. Под удивленные возгласы и грустные вздохи за «Женщин Алжира» сражались пять телефонных рыцарей. Ристалище было долгим с прибавками по 1 млн долларов. Наконец, победитель-инкогнито, которого представлял глава международного отдела современного искусства «Кристис» Бретт Горви, наложил свою лапу на алжирских дев. Кстати, бывший мировой рекорд, установленный также на аукционе «Кристис», составил $142,4 млн. Эту сумму выложила Элина Уинна, соосновательница империи казино «Уинн», в ноябре 2013 года за триптих Френсиса Бекона «Три этюда Люсьена Фрейда».

Меньше чем за полчаса после продажи шедевра Пикассо на аукционе «Кристис» был установлен еще один мировой рекорд для скульптур. Бронзовая скульптура Альберто Джиакометти «Указующий мужчина» была продана за $141,3 млн. Впервые на одном аукционе были проданы два лота ценою выше $120 млн.

«Женщины Алжира» наиболее представительная и богатая из серии картин, нарисованных Пикассо в 1954-1955 годах как бы в противовес картине Эжена Делакруа «Женщины Алжира» (1834 г.) шедевру ориенталистской живописи. Картина Пикассо появилась на рынке в 1997 году, когда она была продана на аукционе «Кристис» за $31,9 млн коллекционерами Виктором и Салли Ганц, анонимному саудовцу и хранилась тайно в Лондоне. Ни имени продавца, ни имени покупателя мы пока не знаем. Таковы законы конфиденциальности. Единственное, что известно, так это то, что «Кристис» гарантировал продавцу, как минимум, $140 млн. И не продешевил!

Джиакометти, который составил себе имя преследующими воображение зрителя изнуренными фигурами, делал их в Париже, когда Европа находилась в тисках экзистенциализма. В 2010 году уже покойный он стал непререкаемым мастером, когда миллиардер Сафро заплатил за его скульптуру $103,4 млн, за его бронзовую скульптуру 1961 года «Ходящий мужчина один» на лондонском аукционе «Сотбис».

«Указующий мужчина», созданный скульптором ранее (1947-1951 гг.), считался знатоками более «захватывающим». Сделанный в шести экземплярах, не считая авторского, он был приобретен в 1970 году галереей Сиднея Джениса в Нью-Йорке. Продавец на аукционе «Кристис», который тоже хотел остаться анонимом, был все-таки вычислен. Им оказался магнат недвижимости Шелдон Солоу. Джиакометти должен был принести $130 млн. За него, как говорится, «звонили» два телефона.

Аукцион «Глядя вперед в прошлое» был задуман специалистом «Кристис» по современному искусству Гоузером. Его аукцион из 35 лотов под названием «Если я буду жив я увижу тебя во вторник» принес в мае прошлого года $134,6 млн. На сей раз Гоузер и его специалисты из «Кристис» пытались скрестить Пикассо, Джиакометти и Моне, который обычно возглавляет импрессионистов и модернистов, с картинами таких современных мастеров, как Энди Уорхол, Баскет и Питер Донг. « Такое перекрестное опыление очень эффективно для привлечения коллекционеров в самых различных областях, — говорил дилер Дэвид Низенсон. — Сейчас большой спрос на выдающиеся произведения искусства и очень много новых богатых покупателей, желающих «запарковать» свои деньги».

Аукцион «Глядя вперед в прошлое» тоже имел 35 лотов. Он принес $705,9 млн, хотя рассчитывался на $500 млн. Не был продан только один лот. Этому успеху, конечно же, помогли гарантии «Кристис», который принадлежит французскому магнату предметов роскоши Франсуа Пино. Сконцентрировав вместе импрессионизм и современное искусство, «Кристис» создал тот волшебный коктейль, который так любят опрокидывать миллиардеры. «Цены достигли такой высоты, что на рынке появились стоящие вещи. Продавцы просто потрясены этими ценами. Они хотят ковать железо пока оно горячо. Они знают, что ничего не бывает вечным», — философствует Венди Голдсмит, бывший эксперт лондонского Кристис».

Сам аукцион был довольно скучным. Цены диктовали свое «телефонное право». Именно оно доминировало на аукционе. Так портрет Доры Маар, работы Пикассо, который продавал игорный магнат Стив Уин, пошел за $67,4 млн. А Марк Ротко, представленный абстрактной картиной «N36 (черная полоса)» принес $40,5 млн. Обе картины были приобретены сотрудниками «Кристис», промышляющими в Азии для перепродажи. Свой собственный рекорд установил и ныне здравствующий Кэди Ноланд. его картина 1989 года об убийстве Ли Харви Освальда под названием «Блуволд» была продана за $9,8 млн.

Итоги аукционы рассматриваются как сила «мускулатуры» Кристис» которая была продемонстрирована, несмотря на уход его главы Стефена Мерфи. «После того, как Мерфи покинул «Кристис», люди ожидали, что будет меньше гарантий. Но гарантии от этого не уменьшились. «Кристис» использует большие финансы, чтобы выдавить оппозицию», — говорит Гай Дженнингс, управляющий директор Фонда изящного искусства в Лондоне.

Но это с точки зрения экспертов. «Телефонное право», которым пользуется 0,1% богатейших людей мира, лишает человечество возможности наслаждаться или хотя бы лицезреть шедевры мирового искусства, которые появляются лишь ненадолго, когда один миллиардер продает их другому. «Парковка денег». По телефону. На аукционах «Кристис» и «Сотбис». Мы, глядя назад в прошлое, и не входящие в 0,1% мировой денежной элиты, только облизываемся.

Мэлор СТУРУА, Миннеаполис

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру