Почему российские абитуриенты предпочитают учиться гостеприимству в зарубежных вузах

Эта негостеприимная Россия

Что перво-наперво приходит на ум россиянина при упоминании вузовского экзамена? Правильно: профессор, за экзаменационный день одуревший от услышанных глупостей, и студенты, сбивчиво пересказывающие ему только что списанное с учебников и планшетов. А как нам представляется производственная практика? В лучшем случае, как кейс с невсамделишным заданием. В худшем — соглашение вуза с предприятием: вы нам проставляете практику, а мы вас избавляем от наших оболтусов.

А как те же процессы идут в Европе? 

Эта негостеприимная Россия

Помимо очевидных минусов падение рубля принесло нашей стране пусть не столь очевидные, но все же плюсы. Среди них — рост привлекательности России для держателей «твердой» валюты, на которую теперь здесь можно купить вдвое больше, чем до кризиса. Заметное усиление притока иностранных туристов в этой связи уже началось, и это придает всей нашей сфере гостеприимства в целом и подготовке ее кадров в частности особое значение. Но вот незадача: наши абитуриенты все чаще предпочитают учиться этому ремеслу не на родине, а за рубежом. А выучившись, норовят там остаться работать. Почему?

■ ■ ■

Труднейший экзамен в швейцарской Академии кулинарного искусства в разгаре. За 5 отведенных на него часов бригаде экзаменуемых студентов (как оказалось, преимущественно китайских) предстояло сначала подтвердить знание европейской кухни путем приготовления закусок — салатов, рулетов и прочих гастрономических изысков, а затем, уложившись в тот же срок, все за собой помыть и убрать.

Оставив китайцев метаться среди экзаменационных груд зелени и кипящих кастрюль и кинув последний взгляд на ящик с бананами и приколотой запиской: «Просьба не есть!», участники перешли в другую аудиторию. Там будущих специалистов гостеприимства учат приносить-уносить еду, а также сервировать столы на разный манер: по-английски, французски и даже по-русски. (Русским стилем здесь почему-то считается подача общего, одного на всех блюда с закусками.) Это — азы для младших курсов, равно как и работа на кухне институтской столовки, где завтракают, обедают и ужинают все студенты и преподы. Для старших курсов бакалавриата более продвинутая программа: каждый день один из учащихся назначается шеф-поваром и вместе со своей командой готовит блюда текущего меню, которые затем и съедаются в столовке.

Студентов посильнее допускают к готовке для городских фестивалей. А лучшие из лучших поощряются особо: в общежитии их селят в комнату — точную копию апартаментов в одном из ведущих отельных брендов мира. Причем лидеров, как уточнили «МК», определяют не только по их отметкам, но и по отношению к учебе. .

■ ■ ■

— На каждом курсе у нас в вузе обязательная практика, с каждым годом все более сложная и индивидуальная, — рассказал «МК» четверокурсник, россиянин Алексей Яковлев. — Например, на 2-м курсе надо полностью организовать и провести банкет на 80 персон: придумать его тему, меню и художественную часть — даже найти деньги. (Как оказалось, банкет устраивается на средства, заработанные самими студентами-устроителями: кто-то за небольшую плату стирает и гладит рубашки своих ленивых соучеников, кто-то открывает в вузе однодневные СПА. Так с молодых ногтей будущие воротилы гостиничного бизнеса учатся крутиться. — «МК»). На 3-м курсе группы из 5 человек получают проекты, связанные с бизнесом. Например, фейковый отель со всеми данными о его инфраструктуре, некогда позитивном развитии, а затем упадке. Задача — «поднять» его за три условных года (9 реальных недель симуляции), а затем написать отчет в 3 тыс. слов и защитить проект с объяснением причин своих решений и обоснованием предпринятых шагов: изменение цен на комнаты, накопление денег на счетах, усиление контроля за персоналом, игра с сезонными ценами (низкие и высокие в обычные и высокие сезоны или в будни и выходные дни, маркетинг и т.д.). Защиту принимает комиссия их трех человек, один из которых — обязательно представитель гостиничного бизнеса. Другой проект 3-го курса — «открыть» бутик известного швейцарского часового бренда в любой точке мира.

Но поразительнее всего оказалась практика на 4-м курсе: проектировочный проект по полной реконструкции реального 14-этажного здания в даун-тауне Лос-Анджелеса, который надо сделать за 18 недель. Именно его завершает, а вскоре будет защищать Алексей. Ну снилось ли такое нашим практикантам?!

■ ■ ■

Студентов из России в швейцарских вузах сферы гостеприимства пруд пруди. И все они, кроме бывшей студентки «Плешки» Анастасии Карпенковой, после окончания вуза не планируют возвращаться на родину. Впрочем, и Настя призналась «МК», что хотела бы только «жить в России. Но работать там в этой сфере — ужас и по зарплатам, и по карьерному росту!» Проблем с трудоустройством у них не будет: «Сильная сторона швейцарских выпускников — умение общаться с людьми, представления о бизнесе. После этого образования можно сразу работать в любой точке мира», — заверила «МК» преподаватель в Швейцарии Майя Грищенко. А это значит, что поднимать отечественную сферу гостеприимства в столь благоприятный для этого период будут, к сожалению, не эти ребята.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27083 от 18 апреля 2016

Заголовок в газете: Эта негостеприимная Россия

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру