Порт преткновения

Кто может выиграть от информационной кампании против «Транснефти»?

В последнее время в СМИ распространяется информация о якобы существующем конфликте между руководителем «Транснефти» Николаем Токаревым и главой «Роснефти» Игорем Сечиным. «Роснефть» вынуждена была отреагировать на эти провокации, выпустив у себя на сайте официальное заявление. «В связи с очередным вбросом компромата в отношении руководства компании «Транснефть», сопровождаемым спекуляциями на тему взаимоотношений между нашими компаниями, хотим официально заявить: продолжающиеся в ряде СМИ нападки на компании с госучастием — это целенаправленная кампания, имеющая политический подтекст,— говорится в заявлении. — Спекуляции на тему заинтересованности «Роснефти» в подобных публикациях — часть этой провокационной кампании».

Кто может выиграть от информационной кампании против «Транснефти»?

Повод, очевидно, — статья обозревателя «Новой газеты», редактора Центра по изучению коррупции и оргпреступности (OCCRP) Романа Шлейнова. Заметим, что Центр Шлейнова известен своими связями с фондом по борьбе с коррупцией Алексея Навального. В материале, опубликованном на сайте meduza, Шлейнов рассказал, что, якобы, в окружении главы «Транснефти» Николая Токарева полагают, что появление данных о его родственниках и их имуществе в публичном поле может быть связано c обострившимися противоречиями с «людьми председателя правления «Роснефти» Игоря Сечина».

Однако возможны и иные мнения относительно заинтересованности столкнуть лбами две госкомпании. Появление подобных публикаций может быть выгодно другим крупным игрокам рынка. Ведь «Роснефть» не единственный партнер «Транснефти». Есть и другие, например, такие как Зиявудин Магомедов, владелец группы «Сумма».

«Сумма» — это группа компаний Зиявудина и Магомеда Магомедовых, которая владеет ключевыми российскими активами, связанными с портовой инфраструктурой и судовым транспортом. Братья Магомедовы — давние партнеры «Транснефти». Еще в 90-е годы нефтетранспортная монополия сотрудничала с принадлежащим им банком «Диамант». В начале нулевых контролируемая Магомедовыми компания «Трансфлот» получила подряд от «Транснефти» на строительство порта в Приморске, который является конечной точкой Балтийской трубопроводной системы. «Трансфлот» Магомедовых стал единоличным оператором порта и одним из крупнейших подрядчиков «Транснефти» (общий объем подряда доходил до 60 млрд рублей). В январе 2011 года Магомедовы совместно с «Транснефтью» приобрели компанию KADINA, которой принадлежал контрольный пакет акций Новороссийского морского торгового порта (НМТП). По оценкам экспертов, с этого момента «Сумма» контролировала уже около 70 % российского нефтяного экспорта в Западную Европу. Кроме того, в конце 2012 года Магомедовы приобрели контрольный пакет акций Дальневосточного морского пароходства — одной из крупнейших российских судоходных компаний.

Известно, что «Сумма» контролирует практически все стивидорные компании, которые осуществляют услуги по погрузке-выгрузке и хранению грузов в морских портах. Цены на их услуги установлены в долларах, и, как утверждает ФАС, благодаря падению рублевого курса в последние два года им удалось получить сверхприбыли. Рентабельность по валовой прибыли за 2015 год, например, составляет порядка 70–80%. Ничего так себе навар!

ФАС, разумеется, возмущает такой безудержный рост тарифов, тем более что стивидоры отказываются инвестировать в портовую инфраструктуру. ФАС настаивает на том, чтобы расчет велся в рублях, а рентабельность стивидорных услуг не превышала 20% по валовой прибыли. Стивидоры, естественно, выступают против данных изменений. Кому ж охота терять золотую жилу?

Известно, что «Транснефть» заявила о своей готовности продать пакет акций НМТП. Среди мотивов, которые могли побудить компанию к такому решению, эксперты называют возможную конфронтацию с группой «Сумма». В последнее время в отношениях давних бизнес-партнеров, по всей видимости, начался разлад. Как писали отраслевые издания, нефтетранспортная монополия сократила объем заказов группы Магомедовых по ряду направлений сотрудничества. Согласия в вопросе приватизации госдоли Новороссийского порта также не наблюдается.

Сейчас «Сумме» принадлежит 20% акций НМТП, но при этом именно Магомедовы контролируют работу порта, поскольку компания Николая Токарева в свое время, фактически, отдала им его на откуп. И лишиться такого комфортного партнера, как «Транснефть», может означать потерю актива, что, вероятнее всего, станет серьезным ударом для бизнес-империи Магомедовых.

Константин Алексеев

Сюжет:

Дело Навального

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру