Россиянам придумали новые правила приема на работу: что изменят электронные трудовые

1 января гражданам предстоит сделать нелегкий выбор

Премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление, позволяющее устраиваться на работу по электронной трудовой книжке – цифровом аналоге бумажной. Закон о введении в России электронных трудовых книжек вступил в силу с 1 января. Сотрудникам предложили выбор: перейти на новый формат, написав заявление работодателю, или остаться при бумажной трудовой. Обладатели электронных трудовых книжек могут получить доступ к ним на сайтах Госуслуг или ПФР. Рассказываем, как пользоваться новыми трудовыми.

1 января гражданам предстоит сделать нелегкий выбор

До 1 июля все работодатели должны были письменно проинформировать сотрудников о возможности перейти на новый формат трудовых книжек. Однако из-за пандемии многие работники так и не сделали выбор. Власти продлили срок написания заявлений до 31 октября. К этому сроку россияне должны выбрать, какой книжкой пользоваться. По умолчанию работодатель оставит бумажную, но работник может изменить решение в любой момент. Однако тем, кто будет впервые устраиваться на работу после 1 января 2021 года, автоматически будут присваиваться только электронные трудовые.

Электронная трудовая книжка – цифровой аналог бумажной. Сам работник может проверить внесенные данные в личном кабинете на сайте Госуслуг или Пенсионного фонда России. Однако вносить изменения в электронную трудовую может только ПФР. Фонду информацию о месте работы, должности, дате приема и причине увольнения сообщает работодатель.

Сейчас доступ к электронным книжкам на портале Госуслуг и ПФР есть у тех, кто успел подать заявление на переход и у тех, кто впервые устроился на работу уже в 2020-м. По данным Пенсионного фонда, к концу июня формат электронной трудовой выбрали 1,5 млн человек.

Как пояснило правительство, бумажные трудовые книжки тем, кто от них отказался, будут выданы на руки. Но их лучше сохранить, потому что в электронных трудовых будут храниться сведения только начиная с 2020 года. Более ранних данных в них не будет.

В Минкомсвязи добавили, что информацию из электронной трудовой книжки при необходимости можно сохранить из личного кабинета в виде скана бумажной выписки. Такая справка будет заверена электронной подписью Пенсионного фонда и будет иметь юридическую силу.

Рассказываем, как найти электронную трудовую книжку на Госуслугах.

На сайте ПФР проверки электронной книжки нужно зайти в личный кабинет гражданина, авторизовавшись через Госуслуги. Прямо на стартовой странице будет кнопка «Заказать справку (выпуску) о трудовой деятельности».

Кроме этих двух способов, выписку из электронной трудовой книжки можно получить в отделении ПФР, в МФЦ или у работодателя.

Если сотрудник не писал заявление на переход на электронную трудовую книжку, то она нигде не отразится. При этом ПФР отслеживает данные об изменениях трудового статуса, но только внутри себя, поэтому доступа к ним ни у кого нет. Когда заявление будет подано и принято ПФР, книжка станет доступна для просмотра. Само собой, никто другой иметь доступа к ней не будет.