Представители социальных служб и профильных ведомств различных регионов России обменялись опытом организации ухода за пожилыми людьми – прежде всего речь идёт о физическом здоровье, но большое внимание также уделяется интеллектуальной сохранности.
Как рассказала Елена Мамонтова, министр труда и социальной защиты Ставропольского края, во время организации заботы о пожилых людях большое внимание уделяется группам дневного пребывания – своего рода аналогам «детских садов» для пенсионеров.
– У нас предусмотрены занятия, ЛФК, уход. Когда мы организовывали такие мероприятия, мы думали и о родственниках, которые заняты уходом за пожилыми. У них освобождается время, чтобы заняться своими делами, есть возможность просто отдохнуть. Это очень важно, - отметила Мамонтова.
Стационарозамещающие технологии активно внедряются и в Тюменской области.
– Главное – как можно дольше сохранять пациента в домашних условиях. Семейный уход – это первое, что может помочь пожилому человеку, поэтому мы развиваем школы ухода. В 2019 году запустили интернет-просвещение по вопросу ухода и реабилитации. В период пандемии посещение увеличилось более чем вдвое, - рассказали представители региона.
Действительно, во время пандемии вопрос ухода за пожилыми людьми встал особенно остро во всех регионах страны. Как отметила Елизавета Олескина, руководитель благотворительного фонда «Старость в радость», рассчитывать следует на систему долговременного ухода – это та практика, которая позволяет сделать жизнь не только долгой, но и полноценной.
– Мы с коллегами долго бились о том, чтобы появился бесплатный минимум помощи, который нужен пожилым людям. Это очень важный для нас шаг. Однако я считаю, что человеку совершенно не важно, по какому закону и приказу он живёт. Ему важно качество жизни и право выбора. Человек должен оставаться дома не потому, что в стационаре нет места, и попадает в стационар не потому, что родственники не могут ухаживать за ним дома – всё это должен быть выбор каждого человека и его родственников. Важно, чтобы для родственников старость и немощь человека не означала, что нужно поставить крест на собственной жизни, - объяснила Олескина.
По её словам, в грамотно организованной системе долговременного ухода должны быть не только госпитали и дома престарелых, но и «школы ухода» для родственников пожилых людей и людей с инвалидностью, и патронажные службы с обученными сиделками, и пункты проката средств реабилитации, и центры дневного пребывания.
СПРАВКА «МК»
До конца 2021 года система долговременного ухода должна заработать в 24 регионах России, а к концу 2022 года её предполагается внедрить во всех 85 регионах страны.