Российская семья умудрилась прожить 30 лет без документов

Шесть «невидимок» обнаружили в Бурятии

Привычка ругать власть за то, что она недодает деньги, — это, кажется, в крови у простых россиян. Тому пенсию недоплатили, этой субсидию не посчитали, тем неправильный перерасчет сделали. А теперь представьте, что есть на свете люди, которые никогда не просили у родного государства ничего. Ни одной копеечки. Ни одного рублика. Никогда. Одна такая семья живет в Улан-Удэ. В ее составе шесть человек.

Шесть «невидимок» обнаружили в Бурятии

Это 60-летний дедушка, 59-летняя бабушка, 36-летняя мама и три ее дочки — 16, 13 и 3 лет. Все это многочисленное семейство не имеет ни одного официального российского документа — вообще ни одного. Ни паспортов, ни ИНН, ни СНИЛСов, ни свидетельств о рождении, ни полисов. Ни-че-го.

Все, что есть, — паспорт СССР, когда-то выданный бабушке. Соответственно, наши герои ни разу не получили никаких детских выплат — ни разовых, ни «ежемесячных», ни «путинских», ни «многодетных». Маткапитал тоже прошел мимо них. Пенсия бабушке не начисляется. По самым скромным прикидкам, только на трех детей семья недополучила около миллиона рублей. Но произошло это не по вине чиновников, как бы предположили многие. Просто сами люди такие.

Поворот не туда

«Невидимая» семья категорически отказалась общаться с журналистами. Поэтому всю информацию нам пришлось собирать по крупицам из разных источников. Судя по всему, источником «поворота не туда» стала бабушка семейства. Много лет женщина категорически отказывалась менять паспорт СССР на паспорт российского образца. «Причины отказа она не пояснила», сообщили «МК в Бурятии» в опеке Октябрьского района. А родив в 1984 году дочку, не стала делать и свидетельство о рождении на нее. В результате решение бабушки не заморачиваться с документами повлекло цепочку необратимых событий. Дочь выросла и не смогла получить паспорт — так как не было свидетельства о рождении. Родились ее дети — и они также остались без свидетельств. У всех трех девочек есть только справки из роддома. Собственно, вся эта история всплыла, когда у старшей девочки, которая учится в 9-м классе, школа потребовала принести паспорт — для оформления на ОГЭ. Тогда-то все всё узнали. И ахнули.

— Мама принесла нам заявление с просьбой посодействовать в выдаче паспорта старшей девочке, — рассказала «МК в Бурятии» уполномоченный по правам ребенка в РБ Наталья Ганькина. — Бывает, что люди теряют документы и придумывают какие-то истории, чтобы штраф не платить. Поэтому я сразу запросила информацию в загсе. Там сказали, что они такую запись не регистрировали. В ПДН мне сообщили, что паспорт девочке не выдавался.

Потом быстро-быстро выяснилось, что вся семья — бездокументная. И что каким-то чудесным образом она уже много лет успешно лавировала по волнам современности, где у тебя требуют то паспорт, то ИНН, то СНИЛС. Как же это получилось?

«Все документы сгорели в пожаре»

Известно, что мама девочек не-официально работает продавцом. Вся семья живет только на эти деньги. Снимают полублагоустроенную «двушку» площадью в 40 кв. м. Но не нищенствуют. Когда история всплыла, в квартиру пришли с проверкой органы опеки Октябрьского района.

— Жилищно-бытовые условия проживания удовлетворительные, у детей отсутствуют отдельные спальные места, две старшие девочки спят совместно на диване, младшая дочь с матерью спит на кровати, необходимая мебель и бытовая техника в наличии, продукты питания в достаточном количестве, школьные и канцелярские принадлежности в полном объеме, — сказано в отчете опеки.

Ни один человек из семьи — ни взрослые, ни дети — не был прикреплен к поликлинике. Из этого можно сделать вывод, что либо никто не болел, либо (что вероятнее) заболевших лечили в домашних условиях.

Теперь самое интересное — школа. Взрослые, как показывает практика этой семьи, могут обойтись без документов. Работать неофициально, снимать квартиру без оформления договора, лечиться самим… Сложно, но можно. Но как много лет две «невидимые» школьницы (одна учится в 9-м классе, другая — в 7-м) не вызывали вопросов у руководства учреждения? Вот вопрос.

— Прокуратура Бурятии усмотрела в действиях школы нарушения закона, — рассказала нам Наталья Ганькина. — При приеме ребенка его родители, кроме заявления, должны предоставить пакет документов. На каждого школьника формируется личное дело. А в делах этих девочек имелись только заявления мамы и расписка, что она обязуется предоставить документы позже. А ведь паспорт и прочее нужны не только там. Например, чтобы ребенку ставили прививки, родители заполняют согласие на медицинское вмешательство, где указываются их паспортные данные. В школе просто невозможно обойтись без документов.

— Почему же столько лет это удавалось сделать?

— Мама объясняла в школе, что все ее документы уничтожены после пожара, и что она их оформляет. Но дети так и продолжали учиться, ничего не менялось. Директору нужно было давно передать информацию в районную администрацию, где семьей бы занялась комиссия по делам несовершеннолетних. Все это надо было делать раньше, конечно. Если нет сигнала от школы, то как той же опеке узнать о семье?

Возможно, что свою роль тут сыграло положение обеих девочек. Они учатся на «четверки» и «пятерки». Характеризуются как ответственные, доброжелательные, отзывчивые, вежливые. Средняя сестра — староста класса, участвует в школьных олимпиадах по разным предметам. Старшая — в республиканском этапе Всероссийской олимпиады школьников. Да и сама мама никогда не скрывалась от учителей, поддерживала связь с классными руководителями, посещала родительские собрания.

— Я, конечно, понимаю, что это огромный минус в нашей работе, — рассказала «МК в Бурятии» директор школы. — Но семья настолько благополучная, девочки умницы, мама активная, убедительная. Поэтому классные руководители не усомнились в ее словах, верили ей. Каждый раз она приводила новую причину, почему дело откладывается. Честно говоря, я сама не могу толком сформулировать для себя, как такое случилось.

«Все это очень странно»

— Я с такой «бездокументной» жизнью впервые столкнулась. Все это очень странно, — говорит детский омбудсмен Наталья Ганькина. — Мама девчонок чистенько одета, производит нормальное впечатление. Это не асоциальная семья. Но как можно без документов жить? Школа — это один вопрос. Но когда роддом выписывает новорожденного, он передает информацию на участок. В квартиру должен прийти патронаж, который говорит: «Оформите, пожалуйста, документы — свидетельство о рождении, полис». Этого тоже не случилось. Еще меня удивляет, что семья не получала никакие социальные выплаты. Может быть, мама не знала законы? Но как это возможно? Просто информационный вакуум какой-то.

— А женщина как-то поясняла, почему все эти годы никто из них не делал документы?

— Да как-то односложно она отвечала: «Жили и жили».

Отметим, что представителям опеки мама ответила более развернуто: «Не могла сделать документы на себя и детей, потому что у меня самой не было свидетельства о рождении».

Сначала бабушка

После того как вся история всплыла, казалось бы, надо петь оптимистичные песни — все же разрешилось. На самом деле, это только начало. После нажима чиновников старшие члены семьи согласились, что документы им делать необходимо. Но это дело кропотливое, особенно в таких «невидимых» обстоятельствах. Сейчас подтвердить личность можно только бабушки, у которой есть хотя бы паспорт СССР.

— В конце января бабушкой подан необходимый пакет документов, после получения ответов на запросы миграционной службой будет вынесен отказ о выдаче паспорта РФ, с которым она должна будет обратиться в суд. И только на основании решения суда ей будет выдан документ, удостоверяющий личность, — рассказали всю процедуру в опеке. — После получения паспорта бабушкой такую же процедуру необходимо будет пройти маме детей. После установления ее личности и получения паспорта будут оформлены документы на девочек. Для ускорения данного процесса субъектами системы профилактики оказывается всесторонняя поддержка семье. Вся ситуация находится на контроле у прокуратуры Октябрьского района.

В данный момент комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав признала семью находящейся в социально опасном положении.

P.S. Когда номер сдавался в печать, стало известно о первых результатах возвращения «невидимой» семьи в социум — трем девочкам выдали свидетельства о рождении. «Оперативно сработали специалисты загса», — рассказала «МК в Бурятии» омбудсмен Наталья Ганькина. Работа по оформлению других документов продолжается.

КСТАТИ

На 1 января 2021 года 97 жителей Бурятии имеют паспорта СССР. Это на 22 человека меньше, чем было при последнем учете — на 1 июля 2020 года. Тогда граждан с паспортами несуществующего государства в Бурятии проживали 119.

Наибольшее количество граждан, имеющих «серпасто-молоткастые» паспорта, проживает в Улан-Удэ — это 61 человек. Также с советскими документами продолжают жить 14 жителей Бичурского района и 8 северобайкальцев. Граждан с паспортами СССР не осталось в 11 муниципальных образованиях.

Заметим, что 26 декабря 2021 года исполнилось 30 лет с момента распада СССР.

«МК в Бурятии».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28511 от 5 апреля 2021

Заголовок в газете: В Бурятии обнаружена семья невидимок

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру