ЕГЭ по географии: «Играем в города»

Лайфхаки от экспертов для подготовки к экзамену

Супермарафон «МК» и Рособрнадзора по подготовке к Единым государственным экзаменам «ЕГЭ − это про100!» приближается к финалу. Юбилейная 10-я серия наших круглых столов была посвящена географии, одной из древнейших наук, основы которой были заложены еще в эпоху эллинизма. ЕГЭ по географии традиционно выбирают лишь около 3% школьников. Однако это не делает эту замечательную дисциплину менее важной. Как использовать оставшееся время для эффективной подготовки к экзамену? На какие темы стоит обратить внимание? Как избежать досадных ошибок? Разобраться во всех этих и других вопросах выпускникам помогали преподаватель географии Максим Гарин, руководитель комиссии по разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ по географии Александр Лобжанидзе, столичные 11-классники Кирилл Тихонов и Вера Машиннова, а также школьники из Волгоградской и Псковской областей. 

Лайфхаки от экспертов для подготовки к экзамену

Экзамен по географии остается неизменным уже несколько лет, и в этом году его содержание, структура и критерии оценки остались прежними. Так что можно выдохнуть, никаких сюрпризов не ожидается. Работа состоит из двух частей и 34 заданий. На 27 заданий из первой части требуется дать краткий ответ, а 7 последних заданий уже требуют развернутых аргументированных объяснений.

− Главное − победить свой страх. Я всегда говорю своим ученикам, что ЕГЭ − это не олимпиада, тут все задания берущиеся, основанные на знании школьной программы, просто в совокупности они охватывают все пройденные темы, − подбодрил ребят учитель географии Максим Гарин.

В этом году ЕГЭ по географии пройдет одним из первых − 31 мая. Так что времени на подготовку остается уже совсем не много. Всем, кто еще этого не сделал, эксперты советуют обязательно ознакомиться с материалами, размещенными на сайте ФИПИ.

− Прежде всего нужно обратиться к демоверсии, кодификатору и спецификации ЕГЭ, − советует руководитель комиссии по разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ по географии Александр Лобжанидзе. − Из этих материалов сразу понятно, о чем спрашивают на экзамене и какие умения с его помощью проверяют. Для выпускников на сайте ФИПИ также есть видеоконсультации о структуре экзамена и наиболее сложных вопросах. В этом году для выпускников нами был разработан навигатор для подготовки к ЕГЭ. Он позволяет эффективно организовать повторение: называет все основные разделы курса, дает указание глав и параграфов в учебниках федерального перечня, ссылки на уроки российской электронной школы и конкретные задания по разделам из открытого банка ЕГЭ.        

Азимут и природопользование: типичные ошибки выпускников

Гостья круглого стола 11-классница Вера Машиннова рассказала, что при подготовке к экзамену особое внимание уделяет работе с картами и разбору наиболее сложных заданий.

− Моя стратегия состоит в том, чтобы идти по всем заданиям и смотреть, какие даются просто, а какие вызывают определенные трудности, последние я более тщательно изучаю и прорабатываю. Кроме того, важную роль в географии играют карты. Если ты хорошо знаешь карту мира и карту России, проще справиться с заданиями ЕГЭ, − рассказала школьница.

Выпускник Кирилл Тихонов не сомневается, что залог успеха на экзамене, прежде всего, в спокойствии. Ведь ЕГЭ − это просто!

− На мой взгляд, в первую очередь нужно купить карту мира и час в день заучивать объекты, которые на ней расположены: страны, столицы… − объясняет юноша. − Кстати, хорошо помогает в том числе игра в города с друзьями, такой формат дает дополнительную мотивацию к изучению географических объектов.

Лайфхак от учителя географии Максима Гарина:

− Я советую на экзамене вначале сделать все задания, ответы на которые вы знаете, и не затягивать с заполнением бланков. Нередко школьники переносят ответы с черновика в последний момент, торопятся и из-за этого допускают досадные ошибки. Успех на ЕГЭ напрямую зависит от того, насколько внимательно вы прочитаете вопрос. Я рекомендую сразу подчеркнуть в задании все пункты, которые вас просят выполнить.

Конечно же, всех ребят перед экзаменом волнует вопрос, какие типичные ошибки на ЕГЭ по географии допускают школьники.

Во-первых, некоторые задания ЕГЭ по географии требуют расчетов, соответственно, математическая ошибка тянет за собой и ошибку географическую. Нужно быть очень внимательным, особенно когда в ответе получаются отрицательные числа или требуется округлить полученный результат.

Во-вторых, часто случаются ошибки из-за невнимательности и неправильного прочтения заданий. Например, требуется расположить ответ в порядке возрастания, а ученик располагает в порядке убывания. Иногда ребята допускают ляпы и при написании имен собственных, путают одни названия с другими.

В-третьих, проблемы у ребят возникают и в последнем задании 1-й части, где надо определить азимут. В нем нужно построить перпендикуляр, угольника на экзамене нет, а при работе с транспортиром у выпускников нередко возникают трудности. Эксперты советуют использовать как перпендикуляр сам край карты, строить азимут к нему. Это даст возможность точно измерить угол и проблем с ответом не будет.

В-четвертых, большие потери баллов идут в задании 3, касающемся природопользования. В задании не сказано, сколько правильных ответов должно быть. В реальности правильных ответов может оказаться и 2, и 3, и 4. Для успешного выполнения задания перед ЕГЭ нужно еще раз пройтись по всему курсу географии и посмотреть, что относится к рациональному и нерациональному природопользованию.

В-пятых, сложности возникают и в вопросе 16, где требуется сравнить социально-экономические показатели стран или регионов. Обратите внимание, что в колонках задания даны цифры в процентах по сравнению с прошлым годом. Те регионы или страны, которые имеют во всех колонках больше 100% в одной строке, показали динамику развития, о которой спрашивается в вопросе.

Почему на ЕГЭ нет атласа?

Традиционно перед экзаменом по географии многих школьников пугает, что на ЕГЭ в отличие от ОГЭ нельзя пользоваться атласом. На прямом включении из Волгоградской области школьники поинтересовались, почему действует такой запрет.

− Дело в том, что сейчас существуют очень разные атласы, они содержат и разные карты, − объяснил Александр Лобжанидзе. − А самое главное, что кроме карт в них есть справочная информация, которую на экзамене использовать запрещено. Кроме того, если атласом разрешается пользоваться, перед экзаменом его нужно сдавать на проверку комиссии на предмет шпаргалок, и не факт, что после этого каждому выдадут именно тот атлас, по которому он готовился. Поэтому было принято решение сделать условия на экзамене одинаковыми для всех. Школьникам выдаются две карты: России, где подписаны регионы, но не подписаны города, и мира, где обозначены страны, но нет столиц.

Ребята из Псковской области задали вопрос, нужно ли округлять ответ в задании № 31.

Эксперты пояснили, что округлять ответ в этом задании необязательно, но есть и другие нюансы. В первую очередь нужно верно выбрать цифры из таблицы. Дальше нужно правильно провести вычисления, которые требуются для решения задачи. Третье − без ошибок записать результат. И самое главное − в конце нужно сравнить показатели и сделать вывод. При условии выполнения всех этих элементов можно получить максимальный балл.

Большое количество вопросов задавали и зрители нашего эфира в чате. Эксперты постарались подробно ответить на каждый из них.

− Как получить максимальные баллы при выполнении задания с развернутым ответом?

− Развернутый ответ предполагает установление причинно-следственных связей, эти связи должны быть полностью раскрыты. Ряд выпускников при ответе путают причину и следствие. Кроме того, в ответе должны отсутствовать географические ошибки, а математические расчеты быть верными.

− Обязательно ли указывать в профиле вертикальные линии, от зоны 1, 2 и 3?

− Это необязательно, важно соблюсти форму профиля в соответствии с теми требованиями, которые у нас прописаны. Обязательно должны быть отмечены две крайние линии, которые даны и в КИМе. Основу нужно перенести полностью очень четко. А дальше требуется внимательно измерять, увеличивать каждое расстояние в два раза и просто не ошибиться в расчетах.

− Вера Машиннина поинтересовалась у экспертов, есть ли лайфхаки, как быстрее запомнить численность населения городов и стран?

− Достаточно знать численность населения крупнейших стран мира, а также 15 российских городов-миллионников. Для быстрого запоминания можно объединить их по группам 4-4-4-3. Таких городов 4 на Западе России, 4 на Волге, 4 на Урале и 3 в Сибири.

Лайфхаки от экспертов марафона «ЕГЭ − это про100!» для подготовки к ЕГЭ по географии:

  1. Внимательно ознакомьтесь в демонстрационном варианте КИМ с формулировками и критериями оценивания всех заданий, это даст понимание того, что от вас ждут на экзамене.
  2. Пишите ответ простым и понятным языком, в сложных формулировках вероятней допустить географическую ошибку.
  3. Внимательно читайте текст задания, иногда из него уже вытекает ответ.
  4. Полезно не только смотреть на географическую карту, но и зарисовывать ее элементы.
  5. Для успешного выполнения рисунка профиля необходимы регулярные тренировки.

Следите за прямыми эфирами в наших соцсетях VKYouTube.

Эксперты назвали частые ошибки в ЕГЭ по географии

Смотрите видео по теме

0+

Сюжет:

ЕГЭ − это про100!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру