Маяк Анива на Сахалине стал угрожать туристам

Ему необходима реставрация

На самом краю нашей страны, на острове Сахалин, установлен один из самых труднодоступных маяков России - маяк Анива, который одиноко и величественно возвышается на скалах среди морских волн.

Ему необходима реставрация
Фото: Эллина Иванова

В период освоения Южного Сахалина вдоль мыса Анива пролегал очень сложный с точки зрения морской навигации маршрут - постоянные туманы и шторма, сильные течения, подводные камни. Здесь сел на мель и разбился не один корабль. Поэтому в 1939 году руководители префектуры Карафуто решили построить маяк, чтобы спасти суда от гибели.  

Справка «МК»: С 1905 по 1945 год южная часть Сахалина была японской и относилась к префектуре Карафуто. Японское название мыса Анива - Нако-Сирето-Мисаки.

Долгое время смотрители работали на маяке посменно, по четыре человека, и по завершению навигационного сезона они покидали свой пост, зимуя в поселке Южная Застава (японское название Сатоо). А в 1990 году было принято решение перевести маяк в автоматический режим и оборудовать его радиоизотопными термоэлектрическими генераторами. С тех пор постоянных работников в башне нет, а в 2006 году вывезли и сами изотопные установки, оставив маяк один на один со стихией.

Его уже давно захватила природа: этажи и комнаты маяка облюбовали чайки, фасад полуразрушен от сильных ветров и штормов, а металл изъеден ржавчиной. Но как раз это и привлекает туристов.

Фото: Эллина Иванова

С каждым разом поток желающих попасть на маяк становится все больше и больше, причем интерес он вызывает не только у жителей острова, но и у гостей с материка и даже из-за границы.

Фото: Эллина Иванова

Но, к сожалению, островные туристические агентства все как один преследуют главную цель - хорошо заработать на туристах. Поэтому все знаковые места Сахалина просто кишат желающими увидеть островные красоты. Например, на скользких и острых скалах маяка Анива одновременно может находиться до 70 человек! А это мало того, что "смазывает" впечатления и портит вид, так еще и совершенно не безопасно! Не предусмотрены ни шлемы, ни защита на спину, даже не проводится инструктаж по технике безопасности. Как объясняют туристические фирмы, они выполняют роль перевозчиков. То есть оказывают транспортные услуги. А нахождение туристов на том же маяке Анива, их здоровье и безопасность - ответственность их самих.

Фото: Эллина Иванова

Бесконтрольное желание попасть на маяк ни к чему хорошему не приводит, как результат - в августе женщина из Твери, специально приехавшая увидеть маяк, упала с камней и разбила голову. Да, ей была оперативно оказана медицинская помощь, и сейчас женщина чувствует себя хорошо, но с такой организацией посещения достопримечательности этот случай может стать не единственным.

Фото: Эллина Иванова

К тому же, учитывая, что маяк достаточно обветшал и ни разу не реставрировался, нахождение внутри башни тоже небезопасно - где-то прогнивший пол, где-то выбитые окна, разбросанные оставшиеся предметы быта смотрителей, проржавевшая груда приборов и оборудования. Если по неосторожности запнуться, можно получить серьезную травму.

Фото: Эллина Иванова

Верхняя площадка маяка, на которую все стремятся попасть - ведь именно с нее открывается неповторимый вид, тоже практически не ограждена и полуразрушена, поэтому во время столпотворения очень высок риск не удержать равновесие и упасть с высоты 9-го этажа на скалы. И в этом случае отделаться ушибом, как туристке из Твери, не удастся...

Фото: Эллина Иванова

Да и сам маяк скоро не выдержит нагрузки, если учесть, что огромное число людей одновременно там кучкуется. Несмотря на аварийное состояние, сюда приезжают туристы не только во время организованных экскурсий, но и прибывают сами на арендованных или личных судах, которые невозможно контролировать, а это еще больше усугубляет состояние постройки.

Фото: Эллина Иванова

Чтобы сохранить маяк Анива, ставший визитной карточкой острова, необходимо срочно предпринимать меры: либо ограничить поток туристов и запретить высадку, оставив только возможность наслаждаться видом, либо решать вопрос с его реставрацией. Известно, что маяк принадлежит гидрографической службе Тихоокеанского флота, но, по всей видимости, военные не хотят заниматься восстановительными работами и присваивать маяку статус туристического объекта, а область, соответственно, по этой причине не может заняться реставрацией.

Фото: Эллина Иванова

Долгое время ходили разговоры о том, чтобы в действительности заняться восстановлением первозданного вида этого маяка, в 2014 году даже обещали включить его в программу восстановления маяков Тихоокеанского побережья России с бюджетом 200 млн рублей, но разговоры, к сожалению, так и остались разговорами.

Фото: Эллина Иванова

А тем временем маяк Анива продолжает гибнуть - и кто знает, сколько штормов он еще сможет пережить.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру