Обнаружен удваивающий риск смерти от коронавируса ген

Исследователи нащупали связь между этнической принадлежностью и смертностью от COVID-19

Новое исследование показало, что «ген COVID», обнаруженный у 60% жителей Южной Азии, вдвое увеличивает риск смерти при коронавирусе от дыхательной недостаточности. Этот ген есть примерно у 15 процентов белых и 2,4 процента чернокожих.

Ученые обнаружили ген, распространенный у жителей Южной Азии, который удваивает риск смерти от COVID, пишет Daily Mail.

Исследователи Оксфордского университета обнаружили, что ген LZTFL1, присутствующий у 60% жителей Южной Азии, позволяет вирусу легче размножаться в легких. Для сравнения, этот ген встречается только у 15% европейцев и 2% чернокожих африканцев.

Ученые говорят, что такая генетическая причуда может частично объяснить, почему выходцы из Южной Азии в Великобритании непропорционально сильно пострадали от коронавируса. Но они подчеркнули, что сам по себе этот ген - не единственная причина несоответствия, и подчеркнули серьезность социальных и экономических факторов.

Данные Управления национальной статистики показывают, что во время второй волны пандемии в Англии вероятность смерти от вируса у мужчин-выходцев из Бангладеш была почти в пять раз выше, чем у их белых «коллег». Мужчины из Пакистана оказались на втором месте (вероятность в 3,4 раза выше), а мужчины из Индии - на четвертой наиболее пострадавшей этнической группе (вероятность в 1,95 раза выше).

Эксперты ранее обнаружили, что некий участок ДНК может удвоить риск смерти у взрослых в возрасте 65 лет и старше, но не знали, какой именно ген вызывает этот эффект.

Профессор Джим Хьюз, эксперт по генетике, который был одним из руководителей исследования, рассказывает: «Причина, по которой это оказалось так сложно решить, заключается в том, что ранее идентифицированный генетический сигнал влияет на «темную материю» генома. Мы обнаружили, что повышенный риск возникает не из-за разницы в генах, кодирующих белок, а из-за разницы в ДНК, которая переключается на включение гена. Гораздо сложнее обнаружить ген, на который влияет такой эффект непрямого переключения».

Команда использовала недавно разработанную высокоточную технику для анализа ДНК людей и определения точного гена, лежащего в основе эффекта. Было обнаружено, что LZTFL1 вызывает более тяжелое заболевание, блокируя белок, который позволяет легким бороться с вирусом. Это облегчает проникновение вируса в клетки легких и их размножение, вызывая их разрушение.

По словам исследователей, тот факт, что ген работает таким образом, означает, что он не влияет на то, насколько хорошо вакцины защищают людей от COVID.

Ученые опасались, что ген влияет на иммунную систему людей, что могло означать, что прививки не будут действовать на них так же хорошо.

Профессор Джеймс Дэвис, один из соруководителей исследования, заявил на брифинге для прессы: «Если этот ген поразит иммунную систему, вы действительно будете беспокоиться о том, что люди с этим генотипом не отреагируют на вакцину. То, как этот ген влияет на легкие, - это механизм, совершенно отличный от того, как вакцина действует против вируса. Эффект проявляется в биологии легких, а это означает, что люди с более высокой версией гена риска должны полностью реагировать на вакцинацию».

Эксперт добавил: «Социально-экономические факторы также, вероятно, будут важны для объяснения того, почему некоторые сообщества особенно сильно пострадали от пандемии COVID. Хотя мы не можем изменить нашу генетику, наши результаты показывают, что люди с геном повышенного риска, вероятно, особенно выиграют от вакцинации. Поскольку генетический сигнал влияет на легкие, а не на иммунную систему, это означает, что вакцина должна нейтрализовать повышенный риск».

Доктор Рагиб Али, эксперт по инфекционным заболеваниям из Кембриджского университета, сказал, что открытие гена помогло понять, почему уровень смертности в общинах выходцев из Южной Азии так высок. Но доктор Али, который также является независимым советником по COVID и этнической принадлежности в отделе расового неравенства при британском кабинете министров, сказал, что важно не пренебрегать другими факторами, включая депривацию.

Но он добавил: «У жителей Южной Азии был необъяснимый остаточный избыточный риск даже после учета этих факторов риска. Другие исследования также показали, что выходцы из Южной Азии и Бангладеш в частности, но не черные группы, выживают хуже, чем белые. Это и другие исследования показывают, что это может быть связано с тем, что они с большей вероятностью несут этот ген, который увеличивает их риск смерти после заражения. Потребление вакцины было высоким в южноазиатских группах, но это исследование подчеркивает важность принятия бустерных доз сейчас, чтобы максимизировать их защиту и снизить риск, поскольку иммунитет в настоящее время ослабевает».