Казус Закускина: стала известна предыстория «чеченского скандала» главы Мещанского района

С баллончиком против дикого рынка

У главы муниципалитета Мещанского района Александра Закускина вышла стычка с пожилой чеченкой, торгующей халяльной колбасой около Соборной мечети на проспекте Мира. Депутат захотел дать «разгон» обычной торговке, а в результате получил требования извиниться от имени руководства Чечни. Принесенные извинения не всех удовлетворили — возможно, Закускину грозит отставка. Можно ли назвать такой скандал межнациональным или религиозным — разбирался «МК».

С баллончиком против дикого рынка
Фото: meschane.ru.

Фабула событий выглядела так: 10 февраля глава муниципального собрания Мещанского района Александр Закускин попытался, говоря официальным языком, пресечь несанкционированную торговлю пищевыми продуктами. А конкретно — решил изгнать из окрестностей Соборной мечети торгующую с рук продуктами Салиму Юсупхаржиеву. Возможно (и даже вероятно — но в данный момент Александр Закускин для комментариев недоступен), что видел он эту женщину с ее лотком не первый раз: она торгует «сопутствующими товарами» на пути от метро «Проспект Мира» к мечети уже несколько лет. Прихожане мечети знают ее, как «добрую и всегда опрятную» женщину.

Дальше произошло «нечто». По строчкам новостных лент событие можно реконструировать так: депутат на повышенных тонах приказал женщине убираться с «точки», пнул ногой ее лоток и вдобавок пообещал «депортировать». На что его собеседница (выглядящая как обычная пожилая верующая мусульманка в традиционной одежде) несколько обиделась и попыталась предъявить Закускину российский паспорт.

Но документ его уже не интересовал — депутат быстро сел в машину, а когда Юсупхаржиева проявила настойчивость и попыталась продолжить разговор, он совершил роковую ошибку: чтобы отогнать женщину, открыл окно и пшикнул в нее из газового баллончика для самозащиты. После чего женщина обратилась в поликлинику и зафиксировала телесные повреждения — тут-то и пошла реакция, которую Закускин не предвидел. 

Звонки с требованиями извиниться от известных чеченцев — в данном случае это был депутат Госдумы Адам Делимханов, как говорят, по поручению главы республики Рамзана Кадырова — были только первой ступенью скандала. В качестве «антикризисной меры» Александр Закускин записал видеоролик с извинениями. Дальше оказалось, что и коллеги депутата по правящей партии не готовы его защищать — а напротив, возмущены происшествием.

- Закускин – представитель партии «Единая Россия» - самой крупной политической силы в России, поддерживаемой президентом, - отметил вице-спикер Госдумы Петр Толстой. - Это огромная ответственность не только в плане принятия политических решений, но и в морально-этическом отношении. Если информация подтвердится, г-н Закускин будет исключен из партии, чтобы не позорил коллег. Его дальнейшая политическая карьера тоже окажется под большим вопросом, я обещаю. Оскорблять людей, пытаться применять силу – тем более, в отношении женщины, не позволено никому.

Как рассказал в беседе с корреспондентом «МК» председатель комиссии Совета по делам национальностей при правительстве Москвы Юрий Московский, вопрос национальностей не должен превалировать над реальными правонарушениями.

– Если мы в каждом конфликте будем видеть межнациональный конфликт, будем выглядеть странно (но и если будет упорно игнорировать национальный вопрос, это будет не менее странно). На мой взгляд, нужно искать причину конфликта. Безусловно, если имела место незаконная торговля, то глава муниципалитета обязан был её пресечь, — однако он должен был сделать это в корректной форме. И не имеет значения, торговала там женщина из Чечни, из Ингушетии или из любого другого региона, – отметил Юрий Московский.

По словам эксперта, следует внимательно относиться к соблазну использовать клише вроде «Мигрант напал на москвичку», т. к. чаще всего происхождение в таких историях не имеет никакого значения — речь идет о правонарушителях, а не о их национальности.

А чеченский омбудсмен Юсуп Солтаев, на основании зафиксированного ожога глаз, уже направил обращение в Генпрокуратуру России и полагает, что в действиях Закускина есть состав ст. 115 УК РФ (умышленное причинение легкого вреда здоровью).  

Так или иначе — репутация муниципала основательно подмочена. Вопрос — что же стало настолько сильным «яблоком раздора».

- Я бабушка, мне 68 лет, - публично рассказала, поясняя происшествие, сама Салима Юсупхаржиева. - Я говорю ему: как ты меня депортируешь, когда я россиянка?.. Он опускает стекло машины и баллончиком — раз!.. Разве так поступают с пожилой женщиной?

Тон пострадавшей может показаться достаточно самоуверенным: женщина явно знает себе цену и говорит гордо. Но еще раз вспомним, о ком идет речь: 68-летняя чеченка торгует с рук товарами «околоисламского» ассортимента на торном пути от метро к Соборной мечети. Такая торговля нелегальна, времена, когда этим занимались для подработки библиотекарши и научные сотрудники, миновали уже больше четверти века назад. 

Сейчас торговцы с рук — люди поневоле закаленные, не теряющиеся ни перед кем, готовые как бежать от полицейских, так и смело пререкаться с ними, а в случае чего — поделиться выручкой. Не верите — посмотрите на продавшиц цветов, носков и тому подобной мелочи у большинства станций метро. Когда рядом нет наряда полиции, конечно. Кстати, не зря эту работу сейчас выполняют обычно женщины. Смело держать себя с «ментами» - вызов и приглашение на бой, если ты мужчина. А женщин, вроде как, обычно не бьют...

Итак, Салима Юсупхаржиева, нелегальная индивидуальная предпринимательница — женщина, безусловно, сильная и даже, возможно, с авантюрной жилкой. С полицией, безусловно, уже хорошо знакома и, опять-таки — наверняка знает, когда бежать, с кем можно договориться, а с кем можно и поспорить.

С точки зрения этой женщины годящийся ей в сыновья муниципальный депутат (без погон и оперативных полномочий) как раз из той категории людей, с которыми можно поспорить, кому можно возразить. Депутат очевидным образом с этим не согласился и попросту сорвался — за свою ошибку он теперь и расплачивается: не на ту напал.

Выводов из этого может быть сразу несколько. Первый (не по значимости, а по хронологии конфликта): у нас человек в костюме и «при делах» может смотреть на работающего на улице, закутанного в платки и ватники человека как на мусор. И позволить себе не просто вызвать полицию и пресечь незаконную торговлю, но и пинать ногой лоток торговца, и даже пшикать из баллончика, хотя соперник явно не лезет в драку. Да, тут у Закускина несколько «не срослось», но исключение лишь подтверждает правило.

Второй: торговля с рук нелегальна, но существует — и достаточно слабо контролируется. И если найти свою нишу и заручиться поддержкой авторитетных людей (как это удалось продавщице колбас у мечети), этим вполне можно заниматься.

Интересно, кстати, что Духовное управление мусульман России пыталось упорядочить эту торговлю — на пути от метро к мечети работает не одна Юсупхаржиева, особенно в праздники. Однако, как сообщили «МК» в ДУМ, предложения, направленные в мэрию, пока остаются без ответа. А на территории самой Соборной мечети торговля тоже есть — как и следовало ожидать, полностью легальная.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру