«А что я сделала?»: 68-летняя медсестра вытащила из пожара 26 пациентов наркологического отделения

«Огонь с себя сбила в коридоре»

Повседневный героизм. Об этом явлении можно говорить долго. Спасение кого-то в экстремальной ситуации редко бывает осознанным. Герои почти всегда подчиняются импульсу. А после задают вопрос: «Что я такого сделал»? Пожилая медсестра районной больницы города Новоуральск в экстремальной ситуации вывела из пожара 26 человек. Спасенные ею – не дети и не старики. Они – пациенты наркологического отделения, то есть, в просторечии, наркоманы, алкоголики, тунеядцы. Но Ольга Лебедева несколько раз кидалась в охваченные огнем палаты, чтобы вывести оттуда своих пациентов. А после также задавалась вопросом «А что я такого сделала?». И плакала, что не успела спасти еще двух.

«Огонь с себя сбила в коридоре»
Фото: 66.mchs.gov.ru

Наркологическое отделение при районной больнице города Новоуральск открылось в 1975 году. Медсестра Ольга Алексеевна Лебедева работает там почти с самого открытия. Вот уже 40 с лишним лет – она на своем медицинском посту. Последнее время ее пост располагается ближе к палатам с самыми тяжелыми пациентами - «новенькими», которых только что доставили в больницу, как правило, в острой фазе алкогольной или наркотической интоксикации.

Больные как правило не контролируют себя, поэтому могут выкинуть все, что угодно, нарушая больничные правила. Пожар в отделении, по неофициальной версии, начался как раз из-за нарушения режима пребывания. Глубокой ночью одна из «новеньких» закурила в постели. Спички, зажигалки, сигареты, как и алкоголь, запрещено проносить в отделение, но больница – не тюрьма. Права обыскивать врачи не имеют, хотя досмотр достаточно строгий. Одна пациентка все-таки смогла пронести курево.

В ночь пожара на посту дежурила 68-летняя медсестра.

- Вечером после инъекций был обход, прошлись по палатам. Насторожила одна девочка — пациентка лет 30: нервничала, ссорилась с соседкой - видно, еще не сняли до конца психоз. Потом все успокоились, - вспоминает Ольга Алексеевна.

Успокоилось, да не совсем. В два часа ночи раздались звуки пожарной тревоги. Лебедева тут же бросилась на соседний пост и дала распоряжение напарнице: поднимать больных из своего крыла, реабилитационного. А сама бросилась к своим «тяжелым». Вошла в палату, а там уже огонь.

- Одна кровать уже начала гореть: одеяло, матрас. Пациентка кричит, лежит, ничего не понимает. Две другие спят, — продолжает Ольга Алексеевна.

Медсестра разбудила и вытолкала женщину, чья кровать была ближе к выходу. Попыталась поднять другую женщину - не получилось. Пациентку уже охватил огонь. Кинулась к третьей постоялице, которая спала. Тормошила, пыталась разбудить. А огонь распространялся мгновенно: по старым матрасам, по линолеуму. Пациентка продолжала спать, как ни в чем не бывало.

- Мне удалось стащить ее на пол с кровати, - рассказывает Ольга Алексеевна. - Стала волочить ее за ноги к выходу, как могла. Кричу третьей соседке по палате, которая уже стоит в коридоре: «Помоги!». Она рот открыла, смотрит.

Как позже поняла медсестра, пациентка успела надышаться угарным газом, поэтому была без сознания. 68-летней женщине не по силам было вытащить ее одной. Огонь в это время добрался до нее. У Ольги Алексеевны загорелась одежда на спине и руках, вспыхнули волосы. Она выбежала в коридор. Там сбила с себя огонь и вновь бросилась по палатам. 

- А что делать? Надо других спасать. Хорошо, что нашелся один пациент, его зовут Максим, молодой, лет тридцать. Он молодец, начал мне помогать. Вместе с ним смотрели палаты: может, кто под кровать спрятался или спит. Заглянули в туалеты. Нужно было выводить всех, - вспоминает Ольга Алексеевна.

Пациенты вышли в коридор. И тут, как вспоминает Лебедева, она закричала так, что голос свой не узнала: «Беритесь за руки и идите за мной». Так, гуськом, вышли с четвертого этажа на третий. Попав в безопасное пока место, Ольга пересчитала пациентов. С ужасом поняла, что не хватает двоих. К счастью, уже подъехали пожарные. Они вытащили из палат оставшихся пациентов. Ольга снова пересчитала спасенных. И вновь – не досчиталась одного. Побежала за ним.

Тот пациент был самым пожилым, около 80 лет. Ольга Алексеевна нашла его в тамбуре отделения. На радостях он вцепился в медсестру мертвой хваткой. А у той – уже обгорело тело.

- «Больно, отпусти», говорю. А он не слушает, повис на мне, — рассказывает женщина.

На себе Ольга вытащила еще одного пациента. Снова пересчитала. Вместо 28 – 26. Двоих так и не спасли. Побежала, но ее остановили и чуть ли не силой поместили в скорую помощь. Там женщина потеряла сознание.

Из Новоуральска женщину доставили в ожоговый центр Екатеринбурга. Врачи диагностировали 25 процентов ожога тела.

- Когда первый раз посмотрела в зеркало, заплакала. Врачи успокаивали: не переживайте, вылечим, отшлифуем шрамы, - рассказывает Ольга Алексеевна.

После выписки из ожогового центра Лебедеву отвезли долечиваться в родную больницу. А сейчас она проходит реабилитацию в частном центре. Здесь ей восстанавливают кожные покровы за счет пересадки собственного донорского материала. Лечение оплачивает социальный фонд. 

- Операция прошла хорошо. Нашей пациентке потребуется еще две недели на реабилитацию, - рассказала «МК» руководитель новоуральской клиники Ирина Волкова. – Она – большая молодец. Мы ей все гордимся. Настоящий пример самоотверженности медицинского работника.

Единственное, о чем жалеет Ольга Алексеевна, так о том, что не спасла двух своих пациенток.

- Одну из них я знаю. Она уже лежала в нашей больнице. Вновь сорвалась, пришла добровольно. На следующий день она должна была переселиться в платную палату. Если бы так случилось, то она осталась жива, - сожалеет медсестра.

Ольга Алексеевна сетует, что многие знакомые ее не понимают. Говорят, что ты нянчишься со своими алкашами и наркоманами. А как иначе? – не понимает медсестра.

- Люди собаку тонущую из воды вытаскивают, не могут пройти мимо. А тут человек, который кричит, зовет на помощь. Просто не верю, что кто-то может по-другому как-то себя повести, - утверждает Лебедева.

Ольга Алексеевна уверена, что неисправимых людей нет. И в доказательство рассказывает историю о наркоманах из 90-х.

- Когда только отделение открылось, у нас не было пациентов-наркоманов. Лежали только с алкоголизом. А в 90-е пошли: наркоманы, токсикоманы. Помню, в 90-е годы к нам попала компания ребят-наркоманов, им тогда было, наверно, лет по 20. Что с ними случилось потом, после лечения, я не знала. Я часто вспоминала про них, переживала: может, и в живых уже нет, если не смогли бросить наркотики. А уже после пожара лежу в реанимации. Мне приносят передачку. Медсестра говорит: «Велели передать, что от наркоманов». Я думаю, что за наркоманы. Спрашиваю у медсестры: она говорит, приличные ребята, одеты хорошо.  Мы у них сначала отказались передачу принимать. А они засмеялись, и сказали, что мы – пациенты Ольга Алексеевны. Как узнали о пожаре и героической медсестре, что сразу поняли, что это она.

Медсестра рассказала, что передачки «наркоманы» приносили ей целый месяц, пока лежала в реанимации.

- В такие моменты понимаешь, что ничего не напрасно, - утверждает героиня.

После реабилитации Ольга Алексеевна собирается вернуться на любимую работу. Я не могу их бросить, оправдывает свое решение медсестра.  

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29238 от 19 марта 2024

Заголовок в газете: Медсестра без выгорания

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру