Юриспруденция самоликвидируется

В борьбу за качество юридического образования вступает профессиональное сообщество.

Юридические вузы и факультеты, не способные готовить качественных специалистов, скоро исчезнут. Причем закроют их не по приказу властей, а по приговору профессионального сообщества. Соответствующее соглашение с Минобрнауки 11 января 2008 года подписал председатель Ассоциации юристов России, глава Счетной палаты Сергей Степашин.

            Разговоры о том, что качество юридического образования в большинстве вузов не выдерживает критики, а то и вовсе не является таковым, идут давно. За последние 10-15 лет количество желающих получить специальность юриста возросло в разы. И чтобы не упустить их, а точнее стоящие за ними деньги (бюджетные или частные), вузы начали наперегонки открывать юридические факультеты и отделения.

            Вскоре юристов стали готовить институты и даже бывшие техникумы, далекие от юриспруденции, а их общее количество, по словам Сергея Степашина, стало запредельным. К 2008 году в России было уже 1165 юридических вузов и факультетов, хотя в СССР, в состав которого входили ныне независимые национальные республики, их было всего 52. Тридцатикратный рост прошел без сопоставимого по масштабам притока педагогических или научных кадров. А потому качество подготовки юристов стало падать теми же темпами, что нарастало их количество. Власти заговорили о "нивелировке" юридического образования в целом.

            По словам министра образования и науки Андрея Фурсенко, поначалу его ведомство пыталось бороться с профанацией юридического образования своими силами, но, стараясь закрыть тот или иной псевдовуз, неизбежно сталкивалось с "колоссальным сопротивлением и давлением на местах". Вдобавок с формальной точки зрения многие плохие вузы полностью соответствуют официальным критериям аккредитации (например, по численности профессоров или количеству аудиторий). А, значит, юридически неуязвимы, что делало борьбу с ними мало перспективной.

Подписание Соглашения  все меняет. Министерство получает мощного союзника в лице профессионального объединения юристов, не меньше чиновников заинтересованного в "очищении рядов", и главное, готового заняться им самолично. Единству же юридических учебных заведений (пусть и формальному) наступает конец – лучшие из них будут использованы Ассоциацией юристов России в борьбе против наиболее одиозных. Решением президиума Ассоциации создана комиссия во главе с президентом Юридической академии Олегом Кутафиным, которая в ближайшее время займется проверкой юридического образования на местах. Похоже, что многие вузы ее не переживут: "Ежегодно выпускается масса юристов, которые не нужны стране. Это – не кадры! Большинство из них нельзя использовать на работе по специальности!" – заявил Кутафин "МК".

Проверки начнутся с самых сомнительных учебных заведений, а главными критериями, предупредил глава Минобрнауки "станут не экзаменационные отметки студентов, а успешность работы выпускников вуза и его профессиональные качества". Вузы, в отношении которых сомнения подтвердятся, попадут в "черный список", а их названия предадут гласности. "Мы просто объявим через СМИ: не ходите учиться в то или иное учебное заведение или юридический факультет. А после этого их и закрывать не придется – они исчезнут сами", – пообещал Сергей Степашин.

Что станется со студентами, успевшими поступить в "нехорошие" юрвузы, пока неясно. В министерстве, правда, обещают, что на улицу никого не выкинут: часть, вроде бы, переведут в другие, приличные вузы. Другим, якобы, дадут доучиться в своем, закрыв там лишь новый набор. Однако в любом случае не обойдется без потерь. Тем, кто попадут в вуз с настоящей учебной программой, придется вкалывать, чтобы не вылететь оттуда в первую же сессию. Тем же, кто останется, можно будет не напрягаться, однако смогут ли они по окончании устроиться на работу с дипломом из "черного списка", большой вопрос.

Менять нынешние критерии аккредитации вузов в министерстве пока не собираются: "Мы посмотрим, какую роль сыграет общественная оценка, а потом подумаем, стоит ли менять формальные правила", – разъяснил Фурсенко "МК". А вот использовать общественную аттестацию для перераспределения бюджетных мест будут уже сейчас: "В вузах, где нет научной школы, а выпускники не востребованы рынком, мы можем полностью закрыть юридические специальности. А, скажем, в МГУ или в Петербургском госуниверситете – добавить бюджетных мест", – отметил министр.

Впрочем, общественная аккредитация юридических вузов – только начало. "Сейчас мы надеемся, что юристы сами поставят барьер некачественной подготовке специалистов в своей области. А в будущем распространим опыт общественной аттестации на другие отрасли", – заявил глава Минобрнауки.

 

 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру