Дом без права проживания

На чем “буксует” военная реформа

Преобразование Российской армии, как известно, невозможно без сокращения численности военнослужащих. Но уволить военного в запас по закону можно, только предоставив ему жилье. Для решения этой непростой проблемы в свое время Министерству обороны дали карты в руки — позволили отдавать неиспользуемые земли под коммерческое строительство на условиях, что часть квартир достанется военным. Задумка была, может, и неплохая. Военным — квартиры, строителям — дефицитные земли, казне — экономия. Что из всего этого получилось, уже вполне можно судить по одной истории такого “взаимовыгодного” партнерства.

* * *

Строительная компания ООО “ФСК Газстройинвест XXI век” получила право заключить с военными несколько инвестиционных контрактов на застройку земельных участков в городке “Б” Люберец. По условиям, 20% квартир в 8 построенных многоэтажных домах должны были отойти в федеральную собственность с последующей передачей в Минобороны. Остальные 80% компания могла продать.

Первый контракт был заключен в конце 2002 года. Какое-то время у строителей ушло на утряску всех необходимых разрешений, сколько-то заняла непосредственно стройка. Но в 2004 году первые семьи военнослужащих-очередников уже въехали в новенькие квартиры. А к середине 2005-го таких семей было уже 48 — сдали в эксплуатацию еще 2 дома. Дальше дело должно было пойти как по маслу — своей очереди ждали еще 5 домов. А поскольку это были дома другой серии, в каждый из них должны были поселить от 50 до 80 семей офицеров.

* * *

На сегодняшний день “Газстройинвест” сдал в эксплуатацию все 8 домов. 7 из них были полностью — включая военнослужащих — заселены сразу. Казалось бы, большое дело сделано. Но возникла одна загвоздка. Оказалось, что возвести дома и заселить в них людей гораздо проще, чем подписать несколько бумаг, если вместе с вами “в доле” военное ведомство.

Пока не оформлено право собственности, жильцов невозможно назвать полноправными и они не могут прописаться в своей квартире.

— У нас, например, нет избирательного права, — огорошила приоритетом проблем жительница одного из домов городка Валентина. — В школу пойдешь ребенка устраивать — нужна прописка, в детсад — то же самое, медицинский полис выписывать не хотят, льготы получить невозможно. Пенсионеры не получают пенсию. Даже место на кладбище получить — и то проблема!

Но с такими сложностями сталкиваются все, кто вселяется в новостройки. И люди часто готовы мириться с временными лишениями, только бы жить в своей собственной квартире. Если, конечно, всему этому виден конец.

— Обычно для самого оформления права достаточно 1,5—2 месяца, — пояснили “МК” в юротделе застройщика. — Но долго собираются необходимые для этого документы — их необходимо согласовать со всеми без исключения собственниками. Если кто-то из них, например, живет в другом городе, то бывает, что на это и до двух лет уходит.

Но эти сроки, как оказалось, действуют “на гражданке”. Вместе с Минобороны право собственности на первые 3 дома, построенные в городке “Б”, не могли зарегистрировать 4 года!

— Без согласования с министерством документы на регистрацию прав не принимаются. Был случай, когда инвестор и заказчики не могли подписать документы 9 месяцев только потому, что Минобороны не могло все это время заменить утратившую силу доверенность, — жалуется представитель инвестора.

Да и зарегистрировали жильцы право собственности только через суд. То есть фактически суд признал, что были нарушены их права, предоставленные Конституцией РФ.

Но возникает вопрос: кем нарушены? Неплохой ответ на него нашла военная прокуратура, куда тоже обращались жители городка.

— В итоге попало за все командованию Люберецкого гарнизона, которое и выделило офицерам квартиры в уже построенных, но еще не оформленных Министерством обороны в свою собственность домах, — рассказал офицер в отставке, не пожелавший назвать свое имя. — А вины чиновников прокуроры не увидели.

Забегая вперед, скажем, что новоселам из трех первых домов повезло больше, чем остальным.

* * *

Еще 4 полностью заселенных дома ожидали своей участи. Документы на них также “зависли” в военном ведомстве. А местным властям, чтобы “снизить социальную напряженность”, пришлось разрешить новоселам временную регистрацию в своих квартирах.

Думаете, в Минобороны учли опыт и стали расторопнее? Там стали умнее: к моменту сдачи последнего, восьмого дома — весной 2008 года — взяли и просто запретили очередникам заселяться, пока все документы не будут готовы.

* * *

Буквально на днях замминистра обороны по финансово-экономической работе Любовь Куделина заверила: “Расходы на жилье сокращаться не будут ни при каких условиях”. И пообещала расселить 32 тысячи военных семей: десять тысяч — в “служебках” и еще 22 — в собственных квартирах. На эти цели Минобороны выделяет аж 81 миллиард рублей!

А в городке “Б” вот уж год стоит дом с готовыми 82 квартирами для военных, и для заселения в них платить ничего не надо.

Так, может, именно в этом-то все и дело?

— Контракты на строительство этих домов подписывались еще со “старой командой” руководства министерства, — выдвигает свою версию происходящего один из очередников, пока так и не дождавшийся вселения в пустующую квартиру. — Сменившейся команде этот конкретный проект, возможно, просто неинтересен, поскольку у них есть свои люди среди строителей и, соответственно, свой интерес.

— Эти 82 квартиры рассыхаются и разворовываются, а мы должны их охранять за свой счет, — жалуется Андрей Латышев, председатель управляющей компании, обслуживающей злосчастные новостройки. — Мало того, за них никто не платит, а водо- и электросети у нас общие, и поставщики с нас требуют все 100% оплаты. Сейчас уже по этим квартирам образовалась задолженность около 1 миллиона рублей, которые мы должны найти или собрать, чтобы остальных жильцов не отключили.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру