Олимпийские кадровые игры

В Сочи могут возникнуть проблемы с добровольцами

Игры-2014 в Сочи будут обслуживать 113 000 человек.
Из них — 75 тысяч волонтеров. Такие планы у Оргкомитета Олимпиады. Между тем ясности
с подготовкой этих кадров пока нет. Более того, в реальности вместо экономии на зарплате мы можем получить чудовищные расходы и низкий уровень олимпийского сервиса.
В ситуации попытался разобраться корреспондент “МК”.


Попробуем представить 2014 год. В Сочи прибывают тысячи спортсменов, делегаций и болельщиков со всего мира. Но… их толком никто не встречает. Жители города шарахаются от лыжников, конфликтуют с бобслеистами и пристают к хоккеистам. Языковой барьер создает постоянные накладки и неувязки уже во время соревнований. А гости Олимпиады ежедневно сталкиваются с проблемами сервиса…  

Эта неприятная картина нарисована с единственной целью: наглядно показать, насколько необходимы Олимпиаде-2014 квалифицированные и опытные кадры — переводчики, психологи, инструкторы и всевозможные организаторы. Оргкомитет мероприятия (ОК), разумеется, в курсе этой ключевой надобности.  

“Оргкомитет “Сочи-2014” ставит перед собой амбициозные цели, и волонтерская программа — не исключение, — говорится в письме пресс-службы “Сочи-2014” в “МК”. — Проведение Игр — это шанс в корне изменить сложившуюся ситуацию в добровольческом движении России. В соответствии с базовым планом подготовки Игр массовое привлечение волонтеров на Игры начнется в конце 2011 года. До этого времени будут созданы волонтерские центры и подготовлен их персонал для организации работы с большим количеством волонтеров. Эти центры будут создаваться на конкурсной основе в разных регионах России. Первый такой волонтерский центр уже действует на базе Оргкомитета “Сочи-2014” в Москве, начато формирование волонтерского центра в Сочи”.  

“Мы ставим перед собой амбициозные цели: вовлечь в волонтерскую программу все регионы страны”, — заявил президент Оргкомитета “Сочи-2014” Дмитрий Чернышенко. Между тем пока известно лишь о… 22 гражданах России, которые смогут передать остальным волонтерский опыт. Именно столько человек было отобрано весной по итогам всероссийского конкурса “Олимпийская эстафета”, чтобы отправить их волонтерами на зимние Игры в Ванкувере. Вот что говорится об этом на сайте “Сочи-2014”: “Независимые эксперты и специалисты Оргкомитета “Сочи-2014”, отвечающие за работу с персоналом Игр, оценили качества и навыки, которые будут необходимы будущим волонтерам во время работы на Играх в Ванкувере. А именно: свободное владение английским языком, ответственность и организованность, умение работать в многонациональной команде, лидерские качества, толерантность, выносливость, стрессоустойчивость (ведь им придется работать на Играх по 8—10 часов в смену)”.  

Эти славные парни и девушки, вернувшись из Ванкувера, расскажут остальным о том, как обеспечивается организация Олимпиады, проинструктируют по всем вопросам и дадут на них исчерпывающие ответы. Внимание: 22 инструктора на 75 тысяч человек. Переводя на армейские аналоги — один некомплектный взвод будет обучать примерно семь дивизий.  

Разумеется, идея использования волонтеров взята не с потолка: в прогрессивных странах Америки и Европы волонтерское движение является основной общественной силой, которая реализует большинство социальных и гуманитарных проектов. Но их волонтеры хорошо живут, хорошо зарабатывают и могут позволить себе тратить время и даже собственные деньги на интересные им проекты. В России таких добровольцев очень мало. И называются они не добровольцы, а меценаты. Привлечь их в качестве переводчиков, инструкторов или личных аниматоров будет проблематично.

Робинзонада для добровольца

Сейчас уровень сервиса в Сочи, мягко говоря, не оправдывает цены. По сути, город до сих пор остался достаточно запущенным советским заповедником со всеми вытекающими: обслуживают здесь вразвалку, без особой охоты. Стоимость аренды апартаментов в редких новостройках по карману только очень обеспеченным гражданам. А койка в двухместном номере обычной гостиницы обойдется примерно в пять тысяч рублей в сутки. Между тем волонтеров на Игры намерены везти со всей страны.

 Для пущей наглядности попробуйте представить, что вам поставлена задача расселить этих людей в Москве по столичным ценам. В Сочи будет сложнее, потому что там просто нет необходимого количества койко-мест.  

Но допустим, что Оргкомитет этот вопрос учел и волонтеры будут вербоваться с палатками, спальниками и прочим набором туриста. А жить, соответственно, на природе (напомним, Олимпиада будет зимней). Платить им, разумеется, не будут вообще — на то и волонтеры, чтобы работать на энтузиазме.  

Конечно, возможен другой вариант — Оргкомитет наберет со всей страны компетентных, опытных и квалифицированных специалистов, выкупит для них землю, отстроит дома с электричеством и отоплением и положит оклад — такой, который заставит их сняться с насиженных мест и двинуть в Сочи на трудовую вахту. По самым грубым подсчетам, только на зарплату таким профи уйдет минимум полтора миллиарда рублей в месяц. На аренду/покупку/съем жилья на тот же срок потребуется примерно втрое большая сумма. Итого уже шесть миллиардов — и мы еще не посчитали стоимость переброски этих людей в Сочи и “непредвиденные расходы”, которых обычно получается больше, чем “организационных”, “представительских” и “зарплатных” вместе взятых.  

А еще мы не упомянули о самой главной проблеме таких “привлеченных” со всей страны спецов. Для организации Олимпиады требуются люди большого количества профессий, имеющие “олимпийскую специализацию”. То есть такие, которые либо получали образование с олимпийским уклоном, либо хотя бы прошли серьезные курсы повышения квалификации.  

Последний момент, который стоит отметить в проекте “привлеченных волонтеров”, — это вахтовость. Они отработают и уедут, и мощнейшие спортивные объекты, которые предполагается использовать еще многие годы после Игр, а также гостиницы, рестораны и развлекательные центры будет просто некому обслуживать.

Начинать надо было вчера

Не стоит обвинять Оргкомитет Олимпиады в недальновидности: как-никак у них огромный спектр самых разных задач, обязанностей и направлений работы. Что-то неизбежно оказывается неучтенным, что-то — непродуманным.  

Вместе с тем есть общественные организации, которые осуществляют гражданский контроль. Они должны стать “добрыми гениями” Оргкомитета, своевременно указывая на ошибки и недочеты.

 Кадровыми вопросами обеспечения Олимпиады вплотную занялась Общественная палата, которая предложила оказать содействие оргкомитету в этом непростом вопросе. Смысл предложения — воспользоваться Олимпиадой для того, чтобы создать мощную курортно-спортивную базу на основе местных кадров, чтобы огромные деньги, вкладываемые в этот объект, работали не только в период Олимпиады, но и приносили пользу сочинцам уже после проведения Игр.  

В Краснодарском крае есть множество учебных заведений, причем 60% выпускников получают невостребованные специальности. Потенциально полезные для Олимпиады профессии составляют меньше десяти процентов, и конкурс на них уже превышает 10 человек на место. Следовательно — местных кадров не хватит ни на что.  

Наиболее логичный выход в этой ситуации — кардинально реформировать всю систему краевого образования, “заточив” ее под предстоящую Олимпиаду. И тогда к 2014 году местные вузы выпустят молодых, востребованных и необходимых специалистов.  

Тратить время и деньги на поиск и отбор олимпийских профессионалов будет не нужно. Вопрос расселения, как и вопрос транспортировки, снимается автоматически: они здесь живут. Им не нужно платить завышенную зарплату: они довольствуются средней по городу. Им не понадобится читать курс по местной истории, географии и топографии: они здесь родились и выросли. Им не понадобится адаптироваться к конкретным местам — просто потому, что всю учебную практику можно будет проводить именно на тех объектах, где им придется работать. Одним словом — сплошная оптимизация: качество растет, а затраты резко снижаются. Единственное уязвимое место этой стратегии — время. Профессиональное обучение занимает от 3 до 6 лет. А значит, начинать надо было вчера.  

Готовить магистров-пятилеток “с нуля” уже не выйдет. Но остается возможность перепрофилирования: первые два года большинству студентов-гуманитариев преподают одно и то же. Если использовать хотя бы эту возможность, то кадровой проблемы в 2014 году удастся избежать.

“Как-нибудь без вас справимся”

Общественная палата систематизировала свои предложения и расчеты в пространной аналитической записке. Ответ Оргкомитета стоило бы процитировать, но он чересчур многословен. Сухой остаток от него выглядит так: спасибо, но мы как-нибудь без вас справимся.  

— Мы никак не можем на них повлиять, — рассказал “МК” ректор Университета Российской академии образования, член Общественной палаты Михаил Берулава. — Мы можем предлагать, рекомендовать — и все. Никаких рычагов воздействия на Оргкомитет у нас нет.  

Его негодование можно понять: как и любому ученому, ему крайне неприятно, когда результат его работы не глядя складывается в ящик. Но у Оргкомитета наверняка есть свои мотивы для отказа и сохранения статус-кво. Вполне вероятно, что это какие-то правильные, дальновидные и политически корректные мотивы, но ОК их не озвучивает, а постигнуть их самостоятельно очень сложно. Потому что для этого надо понять, каким образом дорогой проект с непонятным итогом предпочтительнее экономного и эффективного.  

По этой логике следующим шагом должно стать привлечение волонтеров из-за рубежа — можно не всех 75 000, а например, тысяч десять — в качестве инструкторов. Хотя бы из Китая: у них есть опыт использования добровольцев для проведения Олимпиады. К слову, успешным этот опыт назвать сложно: китайские волонтеры были очень дружелюбны, радушны и угодливы, но абсолютно непрофессиональны, что повлекло за собой большую путаницу и сложности — в первую очередь в преодолении языкового барьера.  

Между тем один из самых больших спортивных комплексов, построенных в Пекине к Играм-2008, сегодня стал товарно-вещевой ярмаркой. Вот у них и будем учиться. Только про “черноморский Куршевель” тогда придется забыть.

Вопросы без ответов

Когда материал был уже готов, в “МК” позвонили из Общественной палаты и сообщили, что им прислали гневное письмо из Оргкомитета. Дело в том, что в конце сентября в Сочи прошел международный форум, на котором в том числе обсуждалась и проблема подготовки кадров для Олимпиады-2014.  

Оргкомитет сурово пенял академику РАН Велихову, академикам РАО Берулаве и Никандрову, что они использовали слово “Олимпиада” в названии мероприятия. Мол, мы вас предупреждали, что все авторские права на использование этого слова и этой символики принадлежат нам, а вы манкируете федеральными законами. Академики удивились, но отвечать не стали: закон есть закон. Вот только называть девочек Олимпиадами до 2014 года, видимо, надо с большой опаской. Ибо Оргкомитет бдит.
Впрочем, бдение это — очень выборочное. “МК” отправил в ОК наиболее актуальные вопросы, возникшие в процессе подготовки материала. Из семи вопросов более-менее внятно ответили только на два. Те пять, которые остались без четкого комментария, стоит привести: отсутствие ответов в этом случае показательнее, чем их наличие.  

1. Какие организации оказывают содействие в формировании волонтерской сборной? Судя по многим косвенным и второстепенным деталям, в числе прочих будут задействованы “Наши” и “Молодая гвардия “Единой России”.  

2. Как будет решаться вопрос размещения волонтеров?  

3. На страницах олимпийского сайта “Волонтеры” и “Спорт-2009” написано, что участников добровольческой команды олимпиады ждут “новые партнеры, проекты и гранты”. Что имеется в виду?  

4. Почему Оргкомитет отказал Общественной палате в поддержке ее предложения (формировать олимпийские кадры силами местных вузов)?  

5. Кто будет заниматься обслуживанием олимпийских объектов после окончания Олимпиады?
 

Больше вопросов нет. Да они, пожалуй, и не нужны, кроме одного: зачем Сочи 10 горных товарно-вещевых ярмарок в курортной зоне?..

СПРАВКА "МК"  

На XX зимних Играх в Турине работали 18 000 волонтеров из 64 стран, отобранных Оргкомитетом. Эти люди знали по нескольку иностранных языков и имели опыт такой работы на крупных международных мероприятиях. Кроме них было привлечено 23 тысячи местных добровольцев.  

На ХХI зимние Игры в Ванкувере в 2010 году заявлено 25 000 волонтерских позиций.  

XXII зимние Игры в Сочи в 2014 году должны собрать 75 тысяч волонтеров из 78 регионов России. Судя по информации “с мест” — примерно по тысяче с региона.  

На летней Олимпиаде в Пекине для работы на олимпийских мероприятиях, а также в олимпийской деревне и медиацентрах было отобрано более 74 тысяч добровольцев из 98 стран. Возраст самого пожилого составил 87 лет. Кроме того, 100 тыс. китайцев работали непосредственно на соревнованиях, 400 тыс. волонтеров — в Пекине, и 200 тыс. волонтеров занимались “болением” за своих.  

Оргкомитет Олимпиады-2008 привлек еще около 1 млн. рядовых пекинцев к такой общественной работе, как помощь в организации дорожного движения и поддержание общественного порядка на улицах города и в жилых микрорайонах.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру