Директор управления авиабезопасности одного из крупнейших российских “небесных” перевозчиков Олег Петрила показал журналистам наручники и пластиковый ремень. “За рубежом — это приспособления сдерживания буйного пассажира, а у нас — спецсредства, мы не имеем права обездвижить буяна”. Не могут авиакомпании и навсегда лишить “отличившегося” пассажира права пользования своими рейсами. А единого “черного списка” у российских авиакомпаний и подавно нет.Чтобы он был создан, необходимы изменения в Гражданский и Воздушный кодексы, законодательство о защите персональных данных и прав потребителей, заметила генеральный директор авиакомпании Ольга Плешакова. Ее компания только за 10 месяцев сдала в милицию 74 пассажира: “Но это если считать случаи, которые улаживают экипажи, то фактов хулиганского поведения на борту будет гораздо больше”. Она заметила, что компании пришлось создать отряды сопровождения полетов. Они будут сопровождать все рейсы длительностью более 5 часов. И еще один радикальный шаг — с 1 января из беспошлинной торговли в самолетах компании пропадут все алкогольные напитки.
Пока же четкого законодательства на этот счет в России нет, судебная практика остается разношерстной. Так одна из российских авиакомпаний отсудила у своего горе-пассажира 180 тыс. руб. ущерба. В 2008 году из-за его пьяного дебоша рейс Москва — Иркутск пришлось экстренно посадить в Нижневартовске. Другая крупная авиакомпания в 2007 году с помощью ОМОНа снимала со стоящего на полосе “Боинга” троих мужчин, которые успели напиться еще до взлета. В результате более 400 человек 12 часов прождали вылета на отдых в Таиланд. Но судьи сочли, что оснований для снятия пассажиров с рейса недостаточно.