Гражданское общество в тумане

Палата подготовила пессимистический доклад

Палата подготовила пессимистический доклад
Вчера Общественная палата представила свой главный документ — ежегодный доклад о состоянии гражданского общества в России.

По данным Росстата, общая численность некоммерческих организаций (кроме бюджетных НКО, учрежденных органами государственной и муниципальной власти) в России на 1 января 2009 г. составляла 669,9 тыс. При этом реально действующих среди них не более 38%. То есть “действующее ядро” некоммерческого сектора как сегмента гражданского общества России составляет приблизительно 136 тыс. некоммерческих организаций.  

За предыдущий год количество НКО выросло на 2%, но по сути это сложно считать серьезным ростом, потому что, исходя из этих же цифр, количество реально действующих общественных организаций по отношению к зарегистрированным составило меньше одного процента.  

Текущее состояние гражданского общества и его перспективы эксперты Общественной палаты оценили как “крайне неопределенные и противоречивые”. То есть развитие этого и так не совсем понятного института может пойти в любом направлении. Впрочем, тенденции они все-таки определили. Государство и бизнес ослабят финансирование некоммерческих организаций, но госконтроль за их деятельностью усилится. Причем все это на фоне роста неформальной социальной активности граждан, в том числе протестной. И заграница не поможет — влияние зарубежных организаций на развитие гражданского общества в России будет падать.   

По большому счету почти все это, мягко говоря, нежелательные тенденции. Потому что запрос гражданских и некоммерческих организаций сформулирован в докладе довольно однозначно: с одной стороны, желание господдержки, с другой — отделение гражданского сектора от государства.  

Кроме того, общественники “прошлись” по “электронному правительству”, работу которого сложно назвать удовлетворительной: “Из 14 инструментов обратной связи, применяемых на сайтах электронного правительства стран ЕС, в России фактически применяют лишь шесть”, — говорится в докладе. Наиболее распространенными инструментами обратной связи в РФ оказались: “предоставление информации” (имеется на более чем 90% сайтов) и “простой вопрос” (более чем на 2/3 сайтов). Самые действенные механизмы электронного участия — комментарии и мнения (в том числе экспертные), дискурс, общественная онлайн-экспертиза проектов, общественный совет и петиции — на сайте “электронного правительства” находятся в зачаточном состоянии.  

Члены палаты, которые вчера выступали на последнем пленарном заседании этого состава, озвучивали довольно резкие мнения. “Президент сказал, что любит интернет, и началась кампанейщина, — считает председатель комиссии по информполитике и СМИ Павел Гусев. — Даю официальную раскладку: за прошлый год по России 55 млн. “кликов” было сделано в интернете. К СМИ относятся 10—12%. 5 миллионов — это меньше, чем читательская аудитория “МК” или “КП”. Мы имеем искаженное информационное поле — вот о чем мы должны беспокоиться. Сегодня мы в коридоре или на кухне говорим об одном, а в эфире — совсем о другом”.  

По мнению Гусева, необходимо передать распределение государственных грантов на поддержку СМИ (это более 5 млрд.) в руки общественных организаций, потому что сегодня власть использует эти деньги для административного давления на нелояльных.   

Ирина Плещева порекомендовала членам Общественной палаты следующего созыва (к которым относится и она) усиливать свое присутствие в социальных сетях и в интернете вообще. А заодно предложила общественникам по возможности все-таки выполнять свои обещания: “Приезжают довольно известные люди, обещают помочь, уезжают, а люди так и остаются у разбитого корыта. Давайте все-таки не дискредитировать ни себя, ни своих коллег”.

МЕЖДУ ТЕМ  

Была окончательно сформирована Общественная палата-2010: две уже готовых трети состава выбрали последнюю треть из представителей межрегиональных и региональных общественных объединений.  

Из Палаты-2008 в Палату-2010 по региональному списку перекочевали 17 человек из 42. От общероссийских общественных организаций процент “второгодников” был повыше — 28 человек. В “президентской” трети пропорция наблюдалась обратная — там оказались 13 человек, имеющих опыт работы в ОП.  

Итого в новую палату из старой перешли 58 человек, так что консультативный орган, выступающий от лица всего гражданского общества, обновился примерно наполовину.  

В третью треть Общественной палаты вошло несколько известных персон из предыдущего состава. В их числе — Зураб Церетели, Ирина Плещева, Мария Каннабих и Леонид Гусельников.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру