Антиалкогольные галлюцинации. ВИДЕО

Вытрезвители в России то ли работают, то ли нет

Вытрезвители в России то ли работают, то ли нет
Ситуацию, которая происходит сегодня с медвытрезвителями, иначе как абсурдной и не назовешь. С тех пор как президент заявил, что эти заведения следует передать из ведения МВД в органы здравоохранения, они превратились почти что в химеру — не поймешь, то ли есть они, то ли нет. Милицейское ведомство этот “чемодан без ручки” (который и бросить жалко, и нести тяжело), повинуясь наказу главы государства, сует в руки медикам, а те взваливать на себя непосильную ношу не спешат.  

Что тем временем творится в самих медвытрезвителях, выяснил корреспондент “МК”.


Консультация для алкоголика

Утро. Москва. Вестибюль метро “Комсомольская”. У дверей на полу валяются два пьяных в стельку гражданина. Им скорее хорошо, чем плохо — истерично смеются, орут и дрыгают ногами во все стороны, пытаясь подняться. Другим пассажирам скорее плохо, чем хорошо — дуэт алкоголиков перегородил проход. На помощь и тем, и другим спешат милиционеры. Но патрульную машину почему-то не вызывают.  

— На улицу их выведем, очухаются и пусть домой шагают, — говорят люди в форме. — Определить никуда мы их не можем — медвытрезвителей-то больше в Москве нет.  

Как так нет? Не может быть. Ведь еще несколько лет назад в каждом округе Белокаменной работало 2—3 медвытрезвителя. И ни один никогда не пустовал. Да что там — свободные места в этих заведениях найти было сложнее, чем в зрительном зале на премьере какого-нибудь спектакля. Нет, не потому, что люди тогда пили больше. Просто у милиционеров была установка — доставить за смену определенное число пьяных. Охотились за клиентами сотрудники патрульно-постовой службы так рьяно, что подчас прихватывали вполне мирных граждан, выпивших на вечеринке пару бокалов вина. В год через столичные “трезвяки” проходило около 20 000 человек. Многие бывали здесь даже не по 2—3 раза, а по... 50! Ездили туда почти как на работу.  

— Эти времена быльем давно поросли, — вздыхают в ГУВД. — У нас уже в 2008-м на весь город было 3 мужских и один женский медвытрезвитель. Полтора года назад женский закрыли. Потом перестали функционировать еще 2 мужских. Так что теперь остался один в Большом Строченовском переулке. Но и он сейчас пьяных не принимает.  

В том самом единственном на всю Первопрестольную медвытрезвителе и впрямь тишь да гладь. Дежурный уверяет, что последнего пьяницу видел здесь в декабре 2009 года (а до этого в сем заведении, по его словам, всегда был аншлаг — не меньше полусотни клиентов в сутки). С тех пор нога ни одного алкаша в последний московский “трезвяк” не ступала. Но! Медики трудятся в обычном режиме и сотрудники милиции тоже.  

— Что же вы тогда делаете тут? — удивленно интересуюсь у дежурного.  

— У нас работа всегда всем найдется. Милиционеры медвытрезвителя несут патрульно-постовую службу. А дежурный врач оказывает им при необходимости содействие.  

Что это за содействие, выяснить так и не удалось. Может, осматривают задержанных хулиганов или самим сотрудникам внутренних органов давление измеряют?  

Меж тем телефоны медвытрезвителя по-прежнему обрывают не осознавшие “деликатность ситуации” горожане. Один просит забрать разбушевавшегося соседа-алкаша, который грозит поджечь весь дом. Другой умоляет доставить сюда сына, который в сильном подпитии гоняется по квартире за домочадцами. Третий не знает, как привести в чувство “поймавшего белку” друга-собутыльника. В некоторых случаях дежурный медвытрезвителя передает трубку медику, который консультирует, какими средствами можно помочь напившемуся до беспамятства. Бывает, звонят сами “пострадавшие” от зеленого змия — спрашивают, как справиться с утренним похмельем.
Ну а в основном дежурный медвытрезвителя теперь советует тем, кто сюда обращается, либо вызвать бригаду “скорой”, либо наряд милиции.



СПРАВКА "МК"

18 февраля Президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ, направленный на реформирование МВД. В документе глава государства поставил задачу в шестимесячный срок подготовить предложения о передаче медицинских вытрезвителей при органах внутренних дел РФ в ведение органов управления здравоохранением.

Коляда от клиентов

Сотрудники этих антипитейных заведений, кстати, до сих пор руководствуются приказом МВД СССР от 30 мая 1985 года и подчиняются Главному управлению обеспечения общественного порядка службы общественной безопасности МВД России. Меж тем сей документ утратил своею силу с 1 января 2010 года (о чем гласит другой приказ “О неприменении правовых актов МВД СССР”). И получается, что других оснований для доставления и содержания граждан в вытрезвителях с этого момента попросту нет. А это значит, что любой, кого насильно сюда поместили в этом году, может смело обращаться с жалобой в суд. Милицейские власти в регионах это, видимо, плохо понимают в отличие от столичных людей в погонах.  

— Ситуация с медвытрезвителями в Брянской области примерно такая же, как во всех регионах, — добавляет председатель брянской областной общественной организации “Правозащитная ассоциация” Людмила Комогорцева. — Они работают, но их количество постепенно сокращается. Если несколько лет они были в каждом районе, то сегодня их осталось всего 19, причем 4 из них — непосредственно в городе Брянске. С начала 2009 года в этих учреждениях побывало более 23 тысяч человек, в том числе 1635 из них женщины, 85 — несовершеннолетние. 6404 человека — постоянные “клиенты”, которых тут прекрасно знают в лицо.  

Около 85% граждан, попавших в медвытрезвители, как выяснилось, — безработные. С таких и взять-то нечего. Потому не то что о доходе, но даже о самоокупаемости говорить не приходится. Кстати, официально стоимость пребывания в брянских учреждениях до августа 2009 года составляла 100 рублей, а потом ее подняли до 300 рублей. В других регионах цена за постой колеблется от 150 до 1000 целковых. Но, повторюсь, платит далеко не каждый клиент. Не все люди, попавшие в вытрезвитель, соглашаются даже назвать свою фамилию и подписать протокол. Некоторые поутру пытаются доказать, что они были слегка выпивши, а действия милиционеров и фельдшера считают неправомерными.  

— Часто утверждают, дескать, у них деньги тут вытащили или били их тут, — вздыхают сотрудники брянского медвытрезвителя. — Нам бы видеокамеру, которая бы все фиксировала. У вас ведь в Москве давно все вытрезвители ими были оборудованы…  

Впрочем, вряд ли видеокамера решила бы все проблемы. Нередко ведь пьяные граждане уже в вытрезвитель попадают со сломанными ребрами и выпотрошенными карманами. И доказать, кто и когда над ними “поработал” — то ли уличные хулиганы, то ли собутыльники, то ли наряд ППС, — весьма сложно.
Медвытрезвители, увы, часто оказываются в центре скандальных историй (особенно если здесь ненароком оказывается кто-то из известных личностей — к примеру, актер или футболист). Но самое печальное — в их стенах ежегодно умирают люди.

КСТАТИ

Вопрос о передаче медвытрезвителей из ведения МВД под юрисдикцию Минздравсоцразвития вновь поднялся после смерти томского журналиста, избитого милиционером в вытрезвителе.

Лет десять назад отец одной моей знакомой из медвытрезвителя попал сразу в морг. Судмедэксперты пришли к выводу, что смерть наступила от кровоизлияния в мозг и множественных черепных травм. Но дело закрыли, поскольку доказать, что избили его именно в медвытрезвителе, следствию не удалось. Знающие люди утверждают, что подобное вообще практически невозможно. Ведь и у сотрудников учреждений, и у оперов одно начальство, а рука, как говорится, руку моет. Впрочем, с другой стороны нередко ведь бывает, что милиционеры на улице находят почти бездыханное пьяное тело.  

— Вот представьте: привозят его к нам, а наши медики помочь человеку уже не могут — слишком поздно, — сокрушаются работники вытрезвителя. — В итоге на нас же и вешают очередной криминальный труп. В сводках так и проходит: мол, умер в стенах органов внутренних дел. После каждого такого случая нас всех мучают бесконечными прокурорскими проверками.  

Но еще больше людей выходят отсюда инвалидами. Вот, к примеру, не так давно сотрудники медвытрезвителя башкирского города Бирска обвинялись в том, что сломали позвоночник 23-летнему студенту. Его мать считает, что поводом для его задержания и помещения в это учреждение стало не что иное как сильное врожденное заикание сына, которое милиционеры спутали с тяжелой стадией опьянения…  

Справедливости ради замечу, что самим работникам этих заведений нередко достается. Понятное дело, народ их не любит и при каждом удобном случае мстит за “поруганную честь”. Был случай, когда муж, узнав, что его жену определили в вытрезвитель, пришел туда и расстрелял двоих сотрудников. В том же Брянске не так давно произошла почти что курьезная история. Два брата, изрядно приняв на грудь, намазали лица гуталином, нарядились и пошли колядовать в ближайший вытрезвитель (где, судя по всему, не раз проводили ночь). Однако вместо песен ряженые “одарили” дежурного и его помощника кулаками. За насилие в отношении представителей власти суд назначил братьям по два года. Только одному условно, а второму (ранее судимому) — в колонии строгого режима.

Без тормозов

— Несмотря на то что окончательное решение о передаче медвытрезвителей в ведение органов здравоохранения принято на высшем уровне, механизм передачи не регламентирован никакими правовыми актами, — уверяют в пресс-службе ведомства. — И конкретного срока, когда распрощаемся с этими учреждениями, пока ни в каких документах не называется.  

Вероятно, потому милицейские чиновники сами не знают, что делать с медвытрезвителями непосредственно сейчас. Есть только негласная установка — постепенно сокращать их число и количество лиц, находящихся здесь. Вот и все. Что будет завтра, на следующей неделе или через месяц с помещениями, с гражданскими медиками, которые сейчас тут работают, неизвестно. Но это “цветочки”. Остается открытым главный вопрос: куда же станут определять пьяных дебоширов? Один из вариантов — создадут при станциях “скорой” или при больницах небольшие отделения для таких граждан. Второй — будут доставлять людей в самые обычные палаты. Медики от любой из этих перспектив не в восторге. Они ведь при грядущих изменениях примут на себя дополнительные риски: пьяная преступность в России, по статистике, занимает лидирующие позиции. Да и подготовки у врачей нет такой, чтобы в случае необходимости, к примеру, выбить нож из рук пьяницы. А что делать, если он прямо в больнице начнет бушевать? Как оградить от него других пациентов?  

— Вообще у нас каждый второй клиент устраивал сцены, — вспоминает дежурный медвытрезвителя №1 ГУВД Москвы. — Пьяному море по колено, и он в любом человеке видит врага. И надо не меньше 2—3 сотрудников, чтобы скрутить такого. Так что понятия не имею, как с пьяными дебоширами будут справляться обычные врачи и санитарки. Видимо, придется органам здравоохранения привлекать охранников или милиционеров.  

— А можно сделать все по аналогии с психиатрическими больницами, — предлагает правозащитница Светлана Тернова. — Там ведь есть медбратья, которые умеют легко и быстро под руководством врачей нейтрализовать агрессивного пациента.

ЦИТАТА

Министр здравоохранения и социального развития Татьяна ГОЛИКОВА: “Если говорить о нас, мы готовы принять медвытрезвители — что касается наркологический помощи, но не то, что касается правоохранительных функций, потому что наше ведомство отвечает за здравоохранение. В ведение региональных органов здравоохранения может отойти только медицинская часть работы вытрезвителей. Прикомандирование людей в погонах к гражданскому ведомству — сложная тема. Здесь нужно отдельно решать вопрос с МВД”.  

Представители Минздравсоцразвития России предлагают несколько иное решение проблемы. А именно: чтобы любого буйного пьяного помещали в отделение милиции, а вот если перебравшему спиртного человеку просто стало плохо, он в бессознательном состоянии (то есть явно не сможет наброситься на врачей), то отправлять его в больницу. Но тут есть один нюанс: пьяные, они ведь непредсказуемые. Только человек, казалось бы, бился в предсмертных судорогах, а через 5 минут, когда ему стало чуть легче, он уже бросается на первого встречного, как на красную тряпку.  

Некоторые милиционеры шепотом говорят: мол, медики вообще не хотят пачкать пьяными свои машины и возиться с ними в больницах. У тех ведь зачастую целый букет заболеваний (да и бомжей среди них немалый процент).  

— И все-таки, несмотря на то что пьянство — проблема социальная, состояние опьянения конкретного человека — проблема в первую очередь медицинская, — говорит Тернова. — В вытрезвителях медпомощь оказывается минимальная, а зачастую номинальная. Там ведь в настоящее время нет медицинской аппаратуры современного уровня. Потому-то там и такая высокая смертность. А ведь каждый гражданин имеет право рассчитывать на качественную медицинскую помощь. Так что решение, которые принял президент, отражает внимание власти не только к избранным и богатым, но и к рядовым и неблагополучным.  

Если еще совсем недавно ни у кого не возникало сомнения, кто должен “строить” пресловутых алкоголиков и тунеядцев, то теперь общество на пути эволюции. А значит, выбор должен быть сделан в пользу человека, пусть и пьяного. Мало ли что в жизни случится (вдруг вас специально кто-то опоит до беспамятства), кого бы вы хотели видеть, придя в себя, — человека в погонах или в белом халате? Я лично точно предпочла бы даже через бутылочное стекло увидеть врача. Хотя, с другой стороны, оказавшись в больнице, скажем, с сердечным приступом, не очень-то хотелось бы “любоваться” на пьяного соседа по палате...

 Ева МЕРКАЧЕВА.

ТРЕЗВОСТЬ ВНЕ ЗАКОНА

Медвытрезвители, к какому бы ведомству их ни отнесли, не имеют права существовать в настоящем виде — считает Общественная палата РФ. Как исправить это положение, обсуждали в четверг на “круглом столе”, посвященном проблемам реформирования медицинских вытрезвителей в РФ.


По данным Общественной палаты, на 1 января 2010 года в России насчитывалось 545 медвытрезвителей. Только за 2009 год в них было стационировано более 2,5 млн. граждан. Какая помощь им оказывалась, как раз и обсуждалось на заседании. Жительница Арзамаса Наталья Стремина рассказала, как в апреле 2009 года ее после скандала с мужем доставили в местный вытрезвитель, хотя, по словам женщины, у нее “не было степени опьянения”.  

— Там мне не было проведено ни осмотра, ни освидетельствования, — рассказала Стремина, — я стала предъявлять претензии из-за того, что при изъятии моих личных вещей не было понятых.  

Стремину заперли одну в комнате, похожую на камеру. А когда она попросилась в туалет, сотрудник вытрезвителя начал ее “лапать, домогаться”. Стремина начала возмущаться, кричать, за что ей тут же сделали “ласточку”. После этого, корчащуюся и кричащую, пожалели, развязали и изнасиловали. Возбуждения уголовного дела, да и то только в отношении одного из четырех дежуривших в ту ночь, женщине удалось добиться только спустя год.  

Как оказалось, деятельность медвытрезвителей сегодня не регламентируется никакими федеральными нормами закона. Старый приказ МВД еще от 1985 года перестал действовать с 1 января 2010-го, и пока все держится на приказах региональных милицейских начальников, а прокуроры в эти стены, как оказалось, даже и не заглядывают.  

Сейчас милиция готовится к передаче всего этого хозяйства медикам. Но те подарочку не рады. В вытрезвителях по всей России работают всего 9 квалифицированных врачей, все остальное фельдшеры, да и то без спецподготовки.  

В Томске, где за издевательство над местным журналистом вытрезвитель закрыли, решили доставлять пьяных прямо в больницу, но медики запротестовали, начали массово увольняться, поскольку защищать их от агрессии пьяных оказалось некому, все равно нужна милиция. И эксперимент пока оказался неудачным.  

— Все просто. Нужно четко разделить 3 совершенно разные функции: транспортировки, правоохранительную и медицинскую, — уверен член Общественной палаты Олег Зыков. — Первую могли бы осуществлять спасатели МЧС. Если пьяный совершает правонарушение, его надо везти в милицию, а если ему нужна срочная помощь — в больницу.  

Но представители МВД заметили, что определять степень опьянения не в их компетенции, это должны делать врачи. Совершенно очевидно стало, что пока чиновники из МВД и Минздрава не сядут за один стол и не попытаются договориться, проблема так и не сдвинется с мертвой точки.

Лина ПАНЧЕНКО. 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру