Суета эта имеретинская тянется уже больше двух лет. Об этом много писали. И там один раз уже голодали — строители, которым не давали зарплату. В общем, несвежая какая-то рыба. Мне мешали журналистские будни, были новости и поактуальнее...
Позвонил я голодающим, когда те голодали уже десятые сутки. Но они были не в обиде. Видимо, раз ты выбрал такую форму протеста, ты настроен терпеть. Тот самый Павел, с которым я общался, спокойно объяснил, почему они протестуют. Жаловался, что госкорпорация “Олимпстрой” и “олимпийский” департамент Краснодарского края уже несколько раз переоценивали участки, которые государство у них забирает. Павел говорил, что сотку, за которую он платил по реестру налоги на ценность в 4,8 миллиона, сначала оценивали в 2,6 миллиона, а сейчас — только в 1,4 миллиона рублей. Что большинство переселенцев из-за ценовой политики властей попали в долговую яму. Что шустрые власти уже предложили им ипотеку, чтобы справиться со своими новыми долгами перед госструктурами.
“Некрасивая история”, — думал я, когда писал мейл в немецкую редакцию. А оттуда сразу ответили: “Чудовищная история”. Коллеги, живущие в Германии, очевидно, еще не привыкли к тому, как российское государство относится к частным собственникам.
Имеретинская низменность находится на самом юге города Сочи и вообще России. Южнее Адлера. Отсюда — рукой подать до Абхазии. Местные мне рассказывали, что во время грузино-абхазской войны оттуда иногда падали одинокие пули. Но это — прошлое. Сейчас там царит скромная идиллия. Сплошной частный сектор: старые домики, новые домики, коттеджи, садики, теплицы. Многие дома имеют пристройки, во многих летом живут туристы. Но все это также скоро станет прошлым. Ведь начальство решило, что здесь будут ледовые стадионы, что здесь Плющенко и хоккейная сборная отомстят за ванкуверские поражения, а очаровательные девушки-керлингистки выиграют первые для России олимпийские медали в этом виде спорта.
И дело не в том, что ледовые дворцы под пальмами выглядят странно, по-дубайски. Что эти стадионы уже планируется потом разобрать и перевезти в более зимние города России. Дело также не в огромных суммах, которые Россия собирается потратить на сочинские Игры. Где-то речь идет о 12 миллиардах долларов, где-то — о 20 миллиардах. Цифры, возможно, преувеличены. Но в любом случае никто не сомневается: сумма будет в несколько раз больше той, которую канадцы потратили на прошлую, пока еще самую дорогую зимнюю Олимпиаду в истории.
А дело в том, что власти, с одной стороны, готовы на такие огромные расходы, а с другой стороны — мелочно и жадно экономят на тех своих гражданах, существование которых мешает великому делу.
Возникает вопрос: знает ли, точнее, осознает ли ваша высшая власть, что такое Олимпиада? Что это — самый яркий международный праздник современности. Что государство-хозяин этих Игр имеет уникальный шанс сделать то, что официальная Россия на самом деле страшно любит: удивить мир! Что есть уникальный шанс открыть для мира целый регион, привлечь в него потоки инвесторов и туристов. И что, возможно, еще важнее — привлечь симпатию мирового сообщества.
Давно известно, с каким удовольствием иностранные СМИ сообщают о задержках и провалах при строительстве олимпийских объектов в любой стране. Но огромный олимпийский бюджет России позволяет ей провести операцию “Сочи-2014” безупречно! Поломать старые стереотипы о гибельной силе русского пофигизма, бюрократизма и коррупции. Россия может показать не только достоинства своих спортивных сборных, но и своей экономической системы и своего гражданского общества.
Вроде бы все поняли, что Сочи уже сейчас в центре всемирного внимания, что уже сейчас все социальные и экологические проблемы, связанные с подготовкой Игр, надо трогать шелковыми перчатками. Ведь всего пару недель назад вице-премьер Дмитрий Козак называл справедливые компенсации для изъятых участков “наиболее деликатными вопросами”. Рассказал президенту Медведеву, как тонко власти на месте решают эту проблему: “Эти вопросы на сегодняшний день урегулированы с максимальным учетом интересов граждан, даже где-то мы пошли навстречу, и в случае, если предоставляемое жилье по площади такое же, как изымаемое, но лучшего качества, мы даже этот фактор не учитывали”. Но тогда почему те же граждане голодают уже 16-е сутки? Может быть, они с ума сошли? А может быть, либо вице-премьер вешает президенту лапшу на уши, либо полкило этой лапши у него самого висит на ушах?
Ведь голодающие говорят, что “старые” дома жителей оцениваются только по коэффициенту от 0,5 по 0,7 от цен новых домов “Олимпстроя”. А люди сомневаются в качестве этих домов: “О каком качестве может идти речь, когда строители зарплату не получают?”
О том, что не все олимпийские новостройки построены “как для себя”, свидетельствует и тот шторм в декабре, который разрушил грузовой порт в Адлере, только что возведенный для олимпийского строительства. И скандальная публикация в прошлом выпуске английской газеты “Санди Таймс”, где российский строитель-предприниматель Валерий Морозов рассказывает, как один крупный чиновник “выжимал” у него 180 миллионов рублей взятки для получения олимпийского заказа. А от одного немецкого бизнесмена я слышал, что “откаты” в Сочи доходят до 40% от бюджета заказа.
Ну, бизнесмены, возможно, преувеличивают… Но голодающие вряд ли рискуют своим здоровьем ради самопиара. Ведь они — не сепаратисты, не ультралибералы, не “шакалят вокруг западных посольств”, не проповедуют идею конца света. Это — простые россияне, которые просто хотят верить своим властям. “Мы же готовы отдавать свои дома государству, если они ему нужны”, — говорил мне Павел.
Ситуацию довели до того, что люди требуют личной встречи с Путиным. Говорят, что их хотят натравить на руководство страны. Голодающие рассказали также, что на днях к ним приезжал человек в штатском, представившийся как подполковник Федеральной службы охраны. Выспрашивал у них подробности о ситуации вокруг голодовки. Люди очень надеются, что это был ревизор из Кремля, который доложит о несправедливости куда надо. А вдруг Владимир Владимирович устроит в Адлере местным бюрократам уже послезавтра второе Пикалево? Было бы славно! А пока ваше государственное телевидение молчит, голодающие жалуются мне на все нарастающую слабость.
Со стороны вся эта история выглядит как очень нехороший пролог олимпийского спектакля. Похоже, что на этих играх не ваша великая страна заработает всемирную симпатию, а ваши чиновники — огромное бабло. И что Россия действительно удивит мир. Только не тем, чем стоило бы.