Дело — табак

Миллион преждевременных смертей — таков итог десятилетней “борьбы” с табакокурением в России

28.05.2009 в 16:36, просмотров: 4678
 Курить нельзя! Но если очень хочется, то можно. Такую позицию много лет занимает наше государство: когда весь мир отчаянно борется против табакокурения, мы пассивно наблюдаем. II Всероссийский форум “Здоровье или табак”, завершившийся два дня назад в Москве, собрал, кажется, всех заинтересованных: высоких лиц Госдумы, Роспотребнадзора, Российской академии медицинских наук, правительства Москвы, церкви, общественников.  

 Жесткие выступления, радикальные предложения. Но… Почти все это уже было два года назад на первом форуме и, как теперь понятно, не закончилось ничем: реклама табака осталась, законы не приняты, не действует даже запрет на продажу сигарет детям. А к ужасным страшилкам, похоже, привыкли даже те, кто 10 лет назад инициировал закон “Об ограничении курения”, который благополучно заиграли. И “табачный маховик” раскручивается все сильнее, вовлекая в свою орбиту уже 8—9-летних россиян.  

Поводов для того, чтобы ужаснуться, в России предостаточно: за последние 20 лет (с 1990 г.) производство табачных изделий выросло более чем в 2,5 раза (со 170 до 400 млрд. шт.). Параллельно росло и потребление (сегодня курят 42 млн. человек: 62% мужчин, 28% женщин, 15% подростков, нижняя граница — дети 9 лет!). И смертность среди курильщиков за годы “дикого рынка” выросла почти вдвое (с 210 тыс. до 400 тыс. человек). Закономерность: “производство табака — потребление — смертность” — на форуме подчеркнул первый зам. председателя Комитета Госдумы по охране здоровья академик РАМН Николай Герасименко.  

Но что дальше? Казалось бы, лед тронулся в мае 2007-го на I Всероссийском форуме “Здоровье или табак”: принято обращение к Правительству РФ ратифицировать Рамочную конвенцию ВОЗ по борьбе с табаком. В апреле 2008-го Россия ратифицировала ее, став 157-й страной в этом ряду. Но мало поставить подпись под документом — по логике следующим шагом должны были быть действия. Но только не в России.

Шесть решений не в пользу табака

Подписав Рамочную конвенцию ВОЗ, наша страна обязалась на деле вести борьбу против табачной эпидемии во благо здоровья своего народа. Перво-наперво выполнить комплекс из шести важнейших и наиболее эффективных стратегий этой борьбы:  

повысить налоги и цены на табак;  

запретить рекламу табачных изделий, исключить стимулирование продажи и спонсорство табачников;  

защищать людей от пассивного курения;  

предупреждать всех об опасностях, связанных с курением;  

помогать тем, кто хочет бросить курить;  

вести тщательный мониторинг табачной эпидемии и профилактику.  

Опыт европейских стран, где не одно десятилетие целенаправленно ведется такая работа, доказал ее эффективность. Курить стало не модным, число курящих сократилось, юное поколение и некурящие ограждены от табака, желающим бросить курить помогают специалисты...  

В России переломить ситуацию вряд ли быстро удастся. Иностранные производители табака не для того оккупировали наш рынок в начале 90-х, когда Правительство РФ приняло решение о совместном производстве табачной продукции. Тогда все произошло, как в сказке про заячью лубяную избушку и коварную лису, которая попросилась погреться, а затем выгнала косого на улицу. Сегодня 95% российского табачного рынка — у иностранных производителей, ежегодно снимающих до 20 млрд. рублей дохода. (Эту цифру на форуме озвучил первый вице-спикер Госдумы Олег Морозов.) Заокеанские предприниматели, смею предположить, уселись тогда не на пустое место в России, а на готовые производственные табачные мощности и по сей день используют дешевую рабочую силу.  

Кого-то из них, скажите, волнует, что баснословный навар они получают в ущерб здоровью россиян? А может, кто-то заинтересован, чтобы в России действовали законы, ограничивающие рекламу и торговлю их продукции, чтобы сокращалось потребление табака? Не за тем эти господа ринулись в Россию с Запада, где такие законы действуют уже не один десяток лет. Наш “дикий рынок”, беспредел с курением для них как манна небесная!

Закон что дышло

Еще в 1998 году (десять лет назад!) в Госдуму был внесен законопроект “Об ограничении курения”. Но табачное лобби оказалось сильнее: спустя три года закон был принят, но… в пользу иностранных производителей и торговцев смертоносным товаром. Парадокс, но уже после принятия закона в первом чтении из него исчезли все существенные ограничения, не выгодные табачным компаниям (рост акцизов до уровня 80% от цены пачки; запрет и на рекламу табака и на спонсорство зрелищных и спортивных мероприятий, на демонстрацию процесса курения в фильмах; на курение в общественных местах; увеличение площади предупредительной надписи на пачке сигарет до 25%).  

Собственно, именно эти позиции почти один в один спустя 10 лет вновь обсуждаются высокими “заинтересованными лицами” на нынешнем форуме по борьбе с табакокурением в России. Увы, минувшие 10 лет такой “борьбы” нашей стране принесли неслыханный дикий “урожай” — миллион преждевременных смертей, вызванных употреблением табака. И сегодня, как считают аналитики, табачная индустрия в нашей стране остается столь же влиятельной, как и десятилетие назад. В РФ продолжается аномальный для современного мира рост объемов производства табачных изделий, 95% российского рынка контролируют 4 иностранные табачные корпорации, считающие для себя российский рынок стратегическим.  

Для оптимизма у них есть все основания. Со времени ратификации РФ Конвенции ВОЗ против табака прошел уже год, а государством не принята ни одна инициатива, направленная на сокращение распространения курения. Табачные компании продолжают писать и эффективно продвигать законы — подтверждением чему служит принятый в декабре 2008 года Технический регламент на табачные изделия в пользу производителей. Более двух лет не принимается во втором и третьем чтениях законопроект о запрете рекламы сигарет в метро, на вокзалах и других объектах транспортной инфраструктуры. Без движения лежит законопроект и о полном запрете рекламы табака.  

Наружная реклама табака, как известно, в России запрещена. Но на метро это понятие не распространяется. Поэтому более 7 миллионов человек (в том числе и несовершеннолетние), спускаясь ежедневно в подземку, вынуждены “потреблять” рекламу сигарет. Лучшей агитации “за красивую жизнь” с сигаретой в руке и не придумаешь.  

Кстати. От болезней, связанных с потреблением табака, в России ежегодно умирают около 400 тысяч человек. Россия занимает 3-е место в мире по производству табачных изделий, 4-е место — по потреблению табака и 1-е место по темпу ежегодного прироста курильщиков (130 тысяч в год), в основном за счет молодежи, подростков и даже детей.

Предупрежден, но не вооружен

21 мая в Госдуме открылась выставка “Предупредительные надписи в борьбе против курения”. Вот как комментирует ее Дмитрий ЯНИН, председатель правления Конфедерации обществ потребителей (КонфОП):  

— Надписи и снимки на пачках сигарет типа: “Курение и рак”, “Дети и курение”, “Сердце и инсульт” красноречиво говорят о том, насколько опасную продукцию предлагают транснациональные табачные корпорации. Стандарт, обязывающий на всех сигаретных пачках размещать предупреждение о вреде курения, появился по требованию ВОЗ в начале 1980-х гг. прошлого века. Многократно увеличенные фотографии предупредительных изображений, используемых на сигаретных пачках в Канаде, Сингапуре, Бразилии, Австрии, Уругвае и Таиланде, — наглядное свидетельство того, как работает 11-я статья Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе с табаком. Вот так внешне непривлекательно могли бы выглядеть и пачки сигарет в России. Каждый второй курильщик, увидев шокирующие фотографии на пачках сигарет, задумывается о том, чтобы бросить курить, — об этом говорит международный опыт. Зато в Москве на огромных баннерах у входа в метро продолжают “рисовать” успешных загорелых парней с сигаретами: “Жизнь удалась!”. Хотя закон “О рекламе” запрещает проводить аналогию: человек курящий — успешный. Именно на это делают ставку производители табака: в умах молодежи красивая жизнь должна ассоциироваться с фирменной пачкой сигарет! Косвенная реклама курения идет в наших кино и телефильмах, печатных и электронных СМИ.  

И слово “легкие” на пачках у нас по-прежнему разрешено писать, хотя это настоящий обман — только Россия и Япония в угоду производителям позволяют это делать, вводя людей в заблуждение. Красноречивый документ вручили мне на форуме: “Открытое письмо председателю попечительского совета, генеральному продюсеру и программному директору фестиваля “Кинотавр” — о том, чтобы организаторы не принимали спонсорскую помощь от известной табачной компании и тем самым не занимались активным продвижением женских сигарет.  

 “В прошлые годы этот бренд активно продвигали на “Кинотавре”, ставшем рупором маркетинга табака для женщин в России, — говорится в открытом письме. — Табачная индустрия агрессивно и ужасающе успешно продвигает свою смертоносную продукцию среди россиянок: число курящих женщин увеличилось более чем в два раза, с 7% в 1993 г. до 17% в 2004 г., и продолжает расти. А ведь курение снижает продолжительность жизни на 10—15 лет. Курение — наркотическая зависимость, и 48% курящих женщин в России не могут отказаться от курения при беременности, и это вызывает выкидыши, младенческую смертность, ухудшение здоровья и интеллектуальных способностей детей. Особенно вызывает беспокойство невероятно большое число курящих девочек-подростков — 24% в возрасте 13—15 лет курят”.  

Комментарии, как говорится, излишни. Общественное мнение в России в отношении курения пока дремлет: прибыль любой ценой!

Бесценный обман

Сейчас (в том числе и на форуме) заговорили о том, что-де в России много курят, потому что сигареты слишком дешевы. Что в нашей стране самые низкие цены на табачные изделия в мире и крайне низкие акцизы. Пачка сигарет стоит едва ли не дешевле, чем жевательная резинка (без фильтра — 5—6 рублей, с фильтром — 15—17, премиум-класса — 30—40 рублей). Но вряд ли денежная озабоченность участников форума продиктована заботой о здоровье россиян. С оттенком сожаления они говорили о том, что в структуре расходов российской семьи за последние 10 лет затраты на приобретение табачных изделий снизились на 40% (?!). А “доходы в бюджет нашей страны от продажи табака несопоставимо ниже, чем поступают в бюджеты Франции, Германии, Италии, где гораздо меньше население и курильщиков”.  

Так что все же главнее: с помощью повышения цен на табак (за счет курильщиков) обогатить российскую казну, а заодно добавить миллиарды производителям-иностранцам, или оздоровить нацию, уберечь хотя бы молодежь и детей от смертельной табачной привычки?  

…Нынешний форум “Здоровье или табак” посвящен разработке проекта национальной стратегии России по снижению потребления табака. Это поправки в Закон о рекламе: изъять рекламу табака не только с улиц и в метро, но ограничить косвенную рекламу табакокурения в теле- и художественных фильмах; это запрет курения не только на рабочем месте (что пока не очень работает), но и в общественных местах, в ресторанах и кафе; это и поправки в Налоговый кодекс, повышение акциза на табак, ужесточение правил торговли, повышение штрафа за продажу сигарет несовершеннолетним (зал аплодисментами встретил предложение изъять продажу сигарет из киосков); оградить от табачного дыма “пассивных курильщиков” — в России пассивному курению подвергаются 82% работающих; создание зон, на 100 процентов свободных от табачного дыма; профилактика курения.  

Неужели опять все ограничится разговорами, подготовкой “важных” бумаг, и все затихнет до следующего форума? Ведь за подписанием рамочной конвенции, если это не формальный акт, должны последовать конкретные действия, что в нашей стране весьма проблематично: плохому танцору всегда что-то мешает…