Жесткие выступления, радикальные предложения. Но… Почти все это уже было два года назад на первом форуме и, как теперь понятно, не закончилось ничем: реклама табака осталась, законы не приняты, не действует даже запрет на продажу сигарет детям. А к ужасным страшилкам, похоже, привыкли даже те, кто 10 лет назад инициировал закон “Об ограничении курения”, который благополучно заиграли. И “табачный маховик” раскручивается все сильнее, вовлекая в свою орбиту уже 8—9-летних россиян.
Поводов для того, чтобы ужаснуться, в России предостаточно: за последние 20 лет (с 1990 г.) производство табачных изделий выросло более чем в 2,5 раза (со 170 до 400 млрд. шт.). Параллельно росло и потребление (сегодня курят 42 млн. человек: 62% мужчин, 28% женщин, 15% подростков, нижняя граница — дети 9 лет!). И смертность среди курильщиков за годы “дикого рынка” выросла почти вдвое (с 210 тыс. до 400 тыс. человек). Закономерность: “производство табака — потребление — смертность” — на форуме подчеркнул первый зам. председателя Комитета Госдумы по охране здоровья академик РАМН Николай Герасименко.
Но что дальше? Казалось бы, лед тронулся в мае 2007-го на I Всероссийском форуме “Здоровье или табак”: принято обращение к Правительству РФ ратифицировать Рамочную конвенцию ВОЗ по борьбе с табаком. В апреле 2008-го Россия ратифицировала ее, став 157-й страной в этом ряду. Но мало поставить подпись под документом — по логике следующим шагом должны были быть действия. Но только не в России.
Подписав Рамочную конвенцию ВОЗ, наша страна обязалась на деле вести борьбу против табачной эпидемии во благо здоровья своего народа. Перво-наперво выполнить комплекс из шести важнейших и наиболее эффективных стратегий этой борьбы:
повысить налоги и цены на табак;
запретить рекламу табачных изделий, исключить стимулирование продажи и спонсорство табачников;
защищать людей от пассивного курения;
предупреждать всех об опасностях, связанных с курением;
помогать тем, кто хочет бросить курить;
вести тщательный мониторинг табачной эпидемии и профилактику.
Опыт европейских стран, где не одно десятилетие целенаправленно ведется такая работа, доказал ее эффективность. Курить стало не модным, число курящих сократилось, юное поколение и некурящие ограждены от табака, желающим бросить курить помогают специалисты...
В России переломить ситуацию вряд ли быстро удастся. Иностранные производители табака не для того оккупировали наш рынок в начале 90-х, когда Правительство РФ приняло решение о совместном производстве табачной продукции. Тогда все произошло, как в сказке про заячью лубяную избушку и коварную лису, которая попросилась погреться, а затем выгнала косого на улицу. Сегодня 95% российского табачного рынка — у иностранных производителей, ежегодно снимающих до 20 млрд. рублей дохода. (Эту цифру на форуме озвучил первый вице-спикер Госдумы Олег Морозов.) Заокеанские предприниматели, смею предположить, уселись тогда не на пустое место в России, а на готовые производственные табачные мощности и по сей день используют дешевую рабочую силу.
Кого-то из них, скажите, волнует, что баснословный навар они получают в ущерб здоровью россиян? А может, кто-то заинтересован, чтобы в России действовали законы, ограничивающие рекламу и торговлю их продукции, чтобы сокращалось потребление табака? Не за тем эти господа ринулись в Россию с Запада, где такие законы действуют уже не один десяток лет. Наш “дикий рынок”, беспредел с курением для них как манна небесная!
Еще в 1998 году (десять лет назад!) в Госдуму был внесен законопроект “Об ограничении курения”. Но табачное лобби оказалось сильнее: спустя три года закон был принят, но… в пользу иностранных производителей и торговцев смертоносным товаром. Парадокс, но уже после принятия закона в первом чтении из него исчезли все существенные ограничения, не выгодные табачным компаниям (рост акцизов до уровня 80% от цены пачки; запрет и на рекламу табака и на спонсорство зрелищных и спортивных мероприятий, на демонстрацию процесса курения в фильмах; на курение в общественных местах; увеличение площади предупредительной надписи на пачке сигарет до 25%).
Собственно, именно эти позиции почти один в один спустя 10 лет вновь обсуждаются высокими “заинтересованными лицами” на нынешнем форуме по борьбе с табакокурением в России. Увы, минувшие 10 лет такой “борьбы” нашей стране принесли неслыханный дикий “урожай” — миллион преждевременных смертей, вызванных употреблением табака. И сегодня, как считают аналитики, табачная индустрия в нашей стране остается столь же влиятельной, как и десятилетие назад. В РФ продолжается аномальный для современного мира рост объемов производства табачных изделий, 95% российского рынка контролируют 4 иностранные табачные корпорации, считающие для себя российский рынок стратегическим.
Для оптимизма у них есть все основания. Со времени ратификации РФ Конвенции ВОЗ против табака прошел уже год, а государством не принята ни одна инициатива, направленная на сокращение распространения курения. Табачные компании продолжают писать и эффективно продвигать законы — подтверждением чему служит принятый в декабре 2008 года Технический регламент на табачные изделия в пользу производителей. Более двух лет не принимается во втором и третьем чтениях законопроект о запрете рекламы сигарет в метро, на вокзалах и других объектах транспортной инфраструктуры. Без движения лежит законопроект и о полном запрете рекламы табака.
Наружная реклама табака, как известно, в России запрещена. Но на метро это понятие не распространяется. Поэтому более 7 миллионов человек (в том числе и несовершеннолетние), спускаясь ежедневно в подземку, вынуждены “потреблять” рекламу сигарет. Лучшей агитации “за красивую жизнь” с сигаретой в руке и не придумаешь.
Кстати. От болезней, связанных с потреблением табака, в России ежегодно умирают около 400 тысяч человек. Россия занимает 3-е место в мире по производству табачных изделий, 4-е место — по потреблению табака и 1-е место по темпу ежегодного прироста курильщиков (130 тысяч в год), в основном за счет молодежи, подростков и даже детей.
21 мая в Госдуме открылась выставка “Предупредительные надписи в борьбе против курения”. Вот как комментирует ее Дмитрий ЯНИН, председатель правления Конфедерации обществ потребителей (КонфОП):
— Надписи и снимки на пачках сигарет типа: “Курение и рак”, “Дети и курение”, “Сердце и инсульт” красноречиво говорят о том, насколько опасную продукцию предлагают транснациональные табачные корпорации. Стандарт, обязывающий на всех сигаретных пачках размещать предупреждение о вреде курения, появился по требованию ВОЗ в начале 1980-х гг. прошлого века. Многократно увеличенные фотографии предупредительных изображений, используемых на сигаретных пачках в Канаде, Сингапуре, Бразилии, Австрии, Уругвае и Таиланде, — наглядное свидетельство того, как работает 11-я статья Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе с табаком. Вот так внешне непривлекательно могли бы выглядеть и пачки сигарет в России. Каждый второй курильщик, увидев шокирующие фотографии на пачках сигарет, задумывается о том, чтобы бросить курить, — об этом говорит международный опыт. Зато в Москве на огромных баннерах у входа в метро продолжают “рисовать” успешных загорелых парней с сигаретами: “Жизнь удалась!”. Хотя закон “О рекламе” запрещает проводить аналогию: человек курящий — успешный. Именно на это делают ставку производители табака: в умах молодежи красивая жизнь должна ассоциироваться с фирменной пачкой сигарет! Косвенная реклама курения идет в наших кино и телефильмах, печатных и электронных СМИ.
И слово “легкие” на пачках у нас по-прежнему разрешено писать, хотя это настоящий обман — только Россия и Япония в угоду производителям позволяют это делать, вводя людей в заблуждение. Красноречивый документ вручили мне на форуме: “Открытое письмо председателю попечительского совета, генеральному продюсеру и программному директору фестиваля “Кинотавр” — о том, чтобы организаторы не принимали спонсорскую помощь от известной табачной компании и тем самым не занимались активным продвижением женских сигарет.
“В прошлые годы этот бренд активно продвигали на “Кинотавре”, ставшем рупором маркетинга табака для женщин в России, — говорится в открытом письме. — Табачная индустрия агрессивно и ужасающе успешно продвигает свою смертоносную продукцию среди россиянок: число курящих женщин увеличилось более чем в два раза, с 7% в 1993 г. до 17% в 2004 г., и продолжает расти. А ведь курение снижает продолжительность жизни на 10—15 лет. Курение — наркотическая зависимость, и 48% курящих женщин в России не могут отказаться от курения при беременности, и это вызывает выкидыши, младенческую смертность, ухудшение здоровья и интеллектуальных способностей детей. Особенно вызывает беспокойство невероятно большое число курящих девочек-подростков — 24% в возрасте 13—15 лет курят”.
Комментарии, как говорится, излишни. Общественное мнение в России в отношении курения пока дремлет: прибыль любой ценой!
Сейчас (в том числе и на форуме) заговорили о том, что-де в России много курят, потому что сигареты слишком дешевы. Что в нашей стране самые низкие цены на табачные изделия в мире и крайне низкие акцизы. Пачка сигарет стоит едва ли не дешевле, чем жевательная резинка (без фильтра — 5—6 рублей, с фильтром — 15—17, премиум-класса — 30—40 рублей). Но вряд ли денежная озабоченность участников форума продиктована заботой о здоровье россиян. С оттенком сожаления они говорили о том, что в структуре расходов российской семьи за последние 10 лет затраты на приобретение табачных изделий снизились на 40% (?!). А “доходы в бюджет нашей страны от продажи табака несопоставимо ниже, чем поступают в бюджеты Франции, Германии, Италии, где гораздо меньше население и курильщиков”.
Так что все же главнее: с помощью повышения цен на табак (за счет курильщиков) обогатить российскую казну, а заодно добавить миллиарды производителям-иностранцам, или оздоровить нацию, уберечь хотя бы молодежь и детей от смертельной табачной привычки?
…Нынешний форум “Здоровье или табак” посвящен разработке проекта национальной стратегии России по снижению потребления табака. Это поправки в Закон о рекламе: изъять рекламу табака не только с улиц и в метро, но ограничить косвенную рекламу табакокурения в теле- и художественных фильмах; это запрет курения не только на рабочем месте (что пока не очень работает), но и в общественных местах, в ресторанах и кафе; это и поправки в Налоговый кодекс, повышение акциза на табак, ужесточение правил торговли, повышение штрафа за продажу сигарет несовершеннолетним (зал аплодисментами встретил предложение изъять продажу сигарет из киосков); оградить от табачного дыма “пассивных курильщиков” — в России пассивному курению подвергаются 82% работающих; создание зон, на 100 процентов свободных от табачного дыма; профилактика курения.
Неужели опять все ограничится разговорами, подготовкой “важных” бумаг, и все затихнет до следующего форума? Ведь за подписанием рамочной конвенции, если это не формальный акт, должны последовать конкретные действия, что в нашей стране весьма проблематично: плохому танцору всегда что-то мешает…