Шахматный поединок Вайнера и Говорухина

Шахматисты шутят

В нашей веселой шахматной рубрике мы уже рассказали немало смешных случаев про писателей и поэтов, которые не только любят игру, но и часто обращаются к ней в своем литературном творчестве. Но ведь немало и представителей других творческих профессий – артисты, режиссеры, художники, композиторы, музыканты, с которыми тоже происходили забавные шахматные истории…

Шахматисты шутят
Играют Эмиль Брагинский и Эльдар Рязанов

Продолжительная партия

У Михаила Жванецкого как-то спросили, почему он все время проигрывает в шахматы Роману Карцеву и Виктору Ильченко.

- Не хватает чувства юмора, - ответил писатель. - Я начинаю нервничать и теряю свое лицо.

- А вы не соревновались со своим коллегой по юмору Михаилом Талем?

- На это отвечу словами одного из моих героев: «Как я подойду к Талю, зная наперед, что он меня разделает под орех? Лучше я подойду к той молодой и красивой девушке. По крайней мере наша партия будет продолжительной, а победа незнакомки очаровательной!».

Место встречи изменить нельзя

Автор народного фильма «Место встречи изменить нельзя» режиссер Станислав Говорухин рассказал мне занятную историю.

В начале девяностых Говорухин встретился за доской с Марком Таймановым и неожиданно взял верх. «Поздравляю с красивым рейдом короля», - поздравил его гроссмейстер, когда все было кончено. И в самом деле, партию решил марш белого предводителя с одного фланга на другой.

Но самое удивительное произошло спустя полтора года. Говорухин позвонил Тайманову в Петербург. Его не было дома, подошла жена, и он сказал, что хотел бы узнать ситуацию в так называемом матче-реванше Фишер – Спасский (дело происходило в 1992 году). Ответный звонок Тайманова раздался уже через пять минут.

- Станислав! Вы интересовались игрой Фишера? Понимаете, он уже совсем не тот, что был прежде. А эта партия, о которой вы спрашиваете... Как бы вам сказать... Короче говоря, ваша незабываемая победа надо мной просто шедевр по сравнению с поединком Роберта. Кстати, вы не забыли нашу встречу? Могу продиктовать ходы.

Говорухин было потрясен. Ведь для Тайманова та давняя партия, очевидно, ничего не значила, к тому же оба они были тогда подшофе. И тем не менее гроссмейстер запомнил это «произведение искусства».

А вскоре мне удалось побеседовать и с одним из авторов сценария того же народного фильма Аркадием Вайнером. Речь коснулась и нашумевшей партии Говорухина с Таймановым. Я спросил писателя, может ли он похвастаться подобным шахматным достижением. И тут Вайнер расставил все точки над «i»:

- Прежде всего о легендарной победе режиссера над гроссмейстером, единственным свидетелем которой был как раз ваш покорный слуга. Да, правда, что они оба - а заодно и я - продегустировали в тот вечер немало горячительных напитков. Правда и то, что Говорухин, убегая своим королем от преследования, забирал по дороге все неприятельские фигуры и в конце концов оказался на коне. Но справедливости ради стоит добавить, что Тайманов мало что видел в этой партии, потому что играл ее вслепую...

Что касается меня, то я тоже могу смело похвастаться, что счет во встречах с Таймановым явно в мою пользу, правда, лишь в тех случаях, когда Марк играет без ферзя. Если же фора составляла ладью, то мои шансы были заметно ниже, и здесь, пожалуй, перевес на стороне гроссмейстера.

- Самое главное, - спустя десять лет вспоминал дружескую попойку Марк Тайманов, - что «место встречи» мы не изменили, и в результате родился замечательный «алкогольный вариант».

Счастливое спасение

В пятидесятые годы прошлого века главный режиссер театра «У Никитских ворот» Марк Розовский был еще мало известен в театральных кругах, а вот в шахматных уже успел прославиться...

В Доме пионеров, где он тогда занимался, сеанс одновременной игры давал Андрэ Лилиенталь, недавно приехавший с турнира претендентов. Все партии уже закончились, оставался один Марк, он делал ходы вдумчиво, не торопясь. Венгерский гроссмейстер нервничал (видно было, что дела его плохи) и после каждого хода предлагал Розовскому ничью. Однако мальчик был правильно воспитан и знал, что идти на мировую с иностранцами нельзя. Но в конце концов он сжалился над сеансером:

- Дядя, вы так волнуетесь, что я согласен на ничью, - сказал маленький Марк.

- Спасибо милый, спасибо родной. - Лилиенталь не находил слов благодарности. - Еще минута, и я бы опоздал на свидание со своей возлюбленной.

Бессонная ночь

Эмиль Брагинский ехал поездом из Москва в Ригу. Он зашел в купе и не успел пристроить чемодан, как вслед за ним появился Давид Ойстрах. Они обменялись взглядами, и Брагинский побежал к проводнику за шахматами. Бессонная ночь прошла в увлекательных боях. А на следующий день весь город не мог найти Ойстраха, который отсыпался у писателя в гостиничном номере. Но нарушение режима не помешало шахматисту-скрипачу дать вечером концерт, причем выступил он с особым блеском.

Шахматный «Бумбараш» композитора

До 1971 года имя Владимира Дашкевича было не слишком известно. И вот в один миг, после телефильма «Бумбараш», он превратился в популярного композитора. Как это ни удивительно, крутому повороту в своей жизни Владимир был обязан шахматам!

Как-то Дашкевич встретился с режиссером Николаем Рашеевым, и тот заказал ему музыку к «Бумбарашу», а текст песен попросил написать Юлия Кима. Но Киму не понравился сценарий, и он наотрез отказался от предложения. А вскоре знаменитый бард зашел к Дашкевичу в гости со своим приятелем кандидатом в мастера Владимиром Гусаровым. Композитор снова начал уламывать Кима по поводу «Бумбараша», и поэт, чтобы окончательно отцепиться от преследователя, поставил перед ним невыполнимую, на его взгляд, задачу:

- Если выиграешь у Гусарова четыре партии подряд, так и быть, соглашусь, - сказал он.

А перед игрой Юлий заставил хозяина квартиры выпить стакан «Старки» для уравнения шансов (сами они с приятелем уже были подшофе), и в результате Дашкевич, игравший довольно прилично, уже не отличал слона от коня. Однако на карту было поставлено слишком много, и усилием воли он четыре раза подряд заматовал короля Гусарова. Юлий Ким - человек слова, и поэтому судьба композитора была решена: Дашкевич завоевал путевку в жизнь, ведь это был его самый первый фильм, ставший визитной карточкой.

Уже через десять минут после матча Ким произнес замечательные строчки: «Ничего, ничего, ничего. Сабля, пули, штыки - все равно...». А на следующий день он принес законченный «Марш четвертой роты», лучшую песню в будущем фильме.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру