Соскочившие с пьедестала

Одинокая “бронза” чемпионата мира по фигурному катанию

Одинокая “бронза” чемпионата мира по фигурному катанию
Трудно. В этом бушующем мире фигурного катания всегда трудно, а уж на чемпионате мира после Игр — тем более. Трудно всем. Практически соскочившей с пьедестала России — особенно. Потому что боль от потерянного — нарушенных традиций, разбитых надежд, опрокинутых амбиций — не проходит за месяц. Потому что страсти по Сочи не остановить. Потому что при всем понимании результата его закономерности одна бронзовая медаль для нас — это как писк комара. Причем страдающего.

Спасибо Юко Кавагути и Александру Смирнову — именно они не дали нам проиграть этот чемпионат всухую. Могли быть даже и на другой ступеньке пьедестала, но осуществили олимпийскую мечту — вставили в произвольную программу выброс в четыре оборота. Юко упала. Потом еще раз упала — уже на тройном выбросе. Говорят, не жалеют, что рискнули. Это правильно. Они его все-таки прыгнут. А если вспомнить, что Кавагути катается последние годы с серьезной травмой (как она вправляет ключицу на место, взяв себя за кисть руки, приходилось уже с содроганием наблюдать неоднократно), то можно только восхититься обоюдным мужеством партнеров. Слухи о том, что пара распадается, не имеют ничего общего с действительностью. Разговоры о том, что сейчас фигуристка наконец займется плечом серьезно, — правда. Провела консультации со специалистами в Москве, поедет искать пути лечения и в Японии.  

Мария Мухортова и Максим Траньков стали четвертыми. Пара распадается, и это уже не слухи. Да, украинка Татьяна Волосожар готова выступать за Россию. Да, Максим готов начать все заново. А партнер Волосожар (Станислав Морозов) готов стать вторым тренером у новой пары. Предположительно, пара будет тренироваться у Нины Мозер. Но вполне возможно, окажется у знаменитого Николая Морозова, который хочет переехать в Москву. Что касается Маши Мухортовой, то тренер Олег Васильев собирается ей подыскать партнера.  

Честно говоря, когда пара столь высокого уровня распадается, да еще и прогрессирующая, это обидно. Только насильно мил все равно не будешь. Давно в этом трио не все в порядке, виноватых искать глупо, делать вид, что все решаемо, — губительно.

* * *

Фигурное катание — это, конечно, срез жизни. И развивается оно, корректируется, отталкиваясь от событий. Вот выигрывает Олимпийские игры фигурист без четверного прыжка — и многие специалисты призывают поднять базовую стоимость четырех оборотов. Но базовая стоимость еще не поднята, а посмотрите, что творилось в Турине-2010.  

Бельгиец Кевин ван дер Перрен — умопомрачительный каскад из четверного и двух тройных прыжков, Брайан Жубер — два четверных прыжка, Кевин Рейнольдс — два. Адриан Шултейсс, Джереми Эбботт, Хавьер Фернандес, Такахико Козука, Сергей Воронов, Райан Брэдли передали свой привет Евгению Плющенко. Кто-то смог это сделать чисто, кто-то, включая и чемпиона мира Дайсуке Такахаши, допустил в четверном ошибку. Но ясно одно: никому из ведущих фигуристов, похоже, не хочется оказаться в роли Эвана Лайсачека — выиграл вроде классно, а должен все время выслушивать болезненное “правда, без четверного”. Жизнь расставила все на свои места — прыжок в четыре оборота был, есть и будет мерилом искусства фигуриста. Но и ярчайшую выразительность программ уже не затолкать обратно.  

Корректировку ведут и специалисты. У Артема Бородулина треснул пополам конек на первом же прыжке короткой программы — фигуристы не конькобежцы, на клапах выступать не могут. Любому было ясно, что за две минуты, которые судьи дают для устранения технических причин, поменять лезвие (как, например, во время Игр японец Ода — шнурки) невозможно. Но правила были соблюдены. А постфактум руководители фигурного катания признали, что такие случаи, конечно, должны рассматривать по-другому — две минуты слишком формальный подход.

* * *

Яна Хохлова и Сергей Новицкий. Не так мы, конечно, представляли олимпийский сезон для этих талантливых фигуристов. (А уж про самих фигуристов и их тренеров Ирину Жук и Александра Свинина и говорить нечего.) Неудача с первой произвольной программой “Полюшко-поле” задала тон году. Судейству особенно радоваться тоже не приходилось. Логичное завершение мучений — снятие с чемпионата мира из-за обострившейся травмы Сергея. Главное, чтобы травма не была прикрытием психологического нокаута фигуристов. Болезненно, очень. Но именно эта пара в первую очередь завтра может и должна бороться с канадцами и американцами.
Российские танцоры Екатерина Боброва и Дмитрий Соловьев завоевали восьмое место, при этом за все элементы получили четвертый уровень. Фигуристы сами признаются, что “в этом сезоне жуть, что наваляли”, поэтому такое окончание года — оптимистично. Екатерине Рублевой и Ивану Шеферу хочется просто сказать большое спасибо. Который уже раз держат судейский удар.  

Что же касается чемпионов, то канадцы Тесса Вирту и Скотт Мойр лишь запротоколировали на чемпионате мира то, что всем было ясно: их победа в Ванкувере не эффект родных стен.  

“Как их обыгрывать? — рассуждал в Ванкувере двукратный олимпийский чемпион Евгений Платов. — Пока сказать трудно”. И невесело пошутил: “Ну, если только они сами уйдут из-за травм…”  

“Уйдут? — удивилась тренер чемпионов Марина Зуева. — Нет, проблема у Тессы была одна, да и то связана с врожденным дефектом мышцы. В наши планы входит кататься долго. Тем более что уходить по большому счету некуда — профессиональных шоу в Америке практически не осталось. И, кстати, спортсмены еще не полностью раскрыли свой потенциал, да и молодые они совсем”.  

…Так что выход у российских танцоров только один — не терять таланты, работать, выводить тех, кто есть, на более высокий уровень. И не надо для этого всех отправлять к Игорю Шпильбанду и Марине Зуевой. (Они, кстати, говорят, что не возьмут сложившиеся пары — чтобы никто, в частности, не упрекал их в краже, но готовы работать с юными.) Но обращаться за консультацией к мировым авторитетам — разве это позорно? Тот же Шпильбанд обращался, например, к Елене Чайковской?

* * *

Мы соскочили с пьедестала. Но главное сегодня — не соскочить с катушек. Со всеми грядущими выборами и битвой за власть в федерации важно не утерять и понимание сегодняшнего момента, и контакты, которые нам долгие годы помогали, и авторитет.  

“Я у себя в саду, — говорит тренер Тамара Москвина, — никогда не вырублю старые кусты, даже если они уже и не приносят большого урожая. Главное - не навредить.Сажаю рядом новые и наблюдаю, как растут. Сколько лет Федерация фигурного катания приносила медали? Много. Да, результат работы федерации виден на чемпионатах мира — опосредованно, через выступление спортсменов и тренеров. А если составляющие успеха по разным причинам стали хуже? Разве нет сегодня вины, например, тренеров? Поиск бюджета, продвижение наших людей в ИСУ, тренерские кадры, спонсорский отдел, отдел информационного обеспечения (новые правила, веяния и т.д.), защита интересов спортсменов и тренеров, единый центр сборной подготовки — резерв, основа, и так далее — все это нам необходимо. Но к новому надо идти, не отсекая прошлое безоговорочно. И к старым кустам подсаживать новые, давая им возможность адаптации. А тренерам конечно надо высказывать свое мнение. Но лучше - мы будем работать. Работы много.”.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру