Олимпийское спокойствие Светланы Журовой

Светлана Журова: "Нашим олимпийцам нужны хорошие психологи"

Светлана Журова: "Нашим олимпийцам нужны хорошие психологи"
“Я не хочу думать, что эта Олимпиада — провал российской сборной. И улетаю в Ванкувер, чтобы поддержать нашу сборную, особенно конькобежцев. Хочу увидеть наших девчонок и настроить их перед командной гонкой. Потому что есть еще надежда на медаль, хотя им будет очень тяжело в борьбе с канадками.
К тому же психологическое состояние у всех совершенно разное, нестабильное — вот что плохо! Говорят, на тренировках девочки творят чудеса. Что же происходит на дистанции — сплошное разочарование?!” Олимпийская чемпионка Турина по конькобежному спорту, вице-спикер Госдумы РФ Светлана Журова абсолютно открыто высказывала все, что думает, в эксклюзивном интервью корреспонденту “МК”, которое она дала буквально перед вылетом на Олимпиаду-2010, по дороге в аэропорт.


“Убейте тараканов в голове!”

— Сколько уже было обидных срывов! Как не повезло Дмитрию Лобкову, когда в очередной раз сломалась заливочная машина. Как не повезло Юлии Немой! Просто рок какой-то преследует Юлю — надо же, второй раз упасть на одном и том же вираже, на олимпийской дистанции!

— Причем бежала она с явным прицелом на медаль — после отличного разгона. Я видела, как тяжело Юля все это переживала. Винила во всем себя. И это чистая психология. По себе могу сказать — у меня была такая же история. Так же падала на чемпионате мира — дважды в одной точке. А все потому, что все время думала: “Только бы не упасть, только бы не упасть!” Вот и у нее такая же установка в мозгу свербила. Потому, я считаю, спортсменам нужны хорошие психологи, которые могли бы вытаскивать их из таких состояний, очищать голову от ненужных мыслей. Кстати, Иван Скобрев тоже ведь “бронзу”, можно сказать, сам себе наколдовал. Я не считаю, что эта медаль стала сюрпризом — она была вполне ожидаема. Более того, Ваня вполне мог рассчитывать на “серебро”. Однако еще год назад он сказал: “Хоть бы за “бронзовенькую” зацепиться”. Тогда он просто не знал, насколько вырастет за это время. И кореец буквально отнял у него “серебро”!  

— Стало быть, вы в Ванкувер в роли того самого психолога в какой-то степени и едете?  

— Может быть, — улыбается Светлана. — Хотя по поводу психологов не все так радужно. Помочь они на самом деле могут — но очень немногие. Гораздо больше людей, которые буквально гипнотизируют известных спортсменов, цепляются за них, потому что — это деньги, это слава. И, случается, авторитет этих психологов становится для спортсмена гораздо выше авторитета тренера. А когда тренер пытается избавиться от такого помощника, это получается не всегда. Сколько уже таких случаев было, когда спортсмен выбирал психолога, возомнившего себя еще и тренером, и на том карьера его кончалась.  

— Но какая же выгода тогда психологу отнимать спортсмена у тренера?  

— Амбиции, я думаю.  

— Комплекс Бога?  

— Что-то в этом роде. Но суть в другом: найти хорошего спортивного психолога очень сложно — хотя он реально нужен.

“Рудковская — идеальный психолог для Плющенко!”

— Хочу сказать, Яна Рудковская — пример прекрасного психолога. И я полностью оправдываю ее присутствие на Олимпиаде вместе с Женей Плющенко. Хотя понимаю, что многих оно раздражает, ведь другие спортсмены приехали без жен. Да и вообще это неправильно — возить с собой родственников. Но только не в этом случае. Потому что именно в роли психолога Яна в Ванкувер и поехала. С четкой установкой: ее мужчина должен стать победителем!  

— И, судя по всему, Яна очень неплохо настроила Евгения перед выступлением — и как драматично и несправедливо он лишен олимпийского “золота”, подобно Ирине Слуцкой в Солт-Лейк-Сити!  

— Однако Яна уже открыто заявила, что намерена бороться за справедливость. И сделает все, чтобы Жене вернули “золото”.  

— Но ведь она не имеет никакого отношения к миру фигурного катания, к тому же это ведь Олимпиада — не “Евровидение”!  

— Тут важен и другой момент. Мы ведь еще имеем шансы на “золото” в фигурном катании, а этот скандал может спровоцировать новый прессинг на нашу команду. Хотя, с другой стороны, был же прецедент, когда канадской паре присудили второе “золото” в Турине. Почему же не поступить так еще раз, тем более в Канаде, уже в отношении Плющенко?  

— В любом случае он станет настоящим народным героем — как Немов, как Слуцкая. Иное “серебро” дороже “золота”.  

— Уверена в этом, тем более что и Яна тут, я думаю, развернется по полной. Только не хочется, чтобы в нашей сборной, я говорю не только о фигурном катании, теперь снова пошла волна негатива: мол, опять нас засуживают. Это всегда очень тяжело влияет на спортсменов.

“Италия вернула мне долг олимпийским “золотом”

— Какой же вы все-таки счастливый человек, Светлана, — ведь вам удалось после долгого перерыва вернуться в спорт и выиграть олимпийское “золото”!  

— И это притом что Италия всегда была самой невезучей для меня страной. Накануне Олимпиады в Турине я жутко простудилась, еще во время этапа Кубка мира и потом так тяжело болела, что думала, те Игры вообще для меня накроются. И вдруг все так здорово сложилось! И я прямо чувствовала, что Италия наконец-то сменила гнев на милость в отношении меня, — Светлана снова улыбается.  

— На самом деле после возвращения в спорт  я здорово выступила на чемпионате России и серьезно напугала всех своих соперниц, которые были уверены, что ничего у меня не получится. А тут поняли, что я вернулась по-настоящему. И я уже твердо решила, что никому эту Олимпиаду не отдам! А я ведь все время уши затыкала, пока все не закончилось, чтобы не слышать результатов других участниц — на психику это влияет жутко. Так что только через полчаса после финиша узнала, что победила!

 Кстати, знаете, в чем преимущество китайцев и японцев — они очень плохо знают английский и поэтому, даже когда слышат результаты соперников, ничего не понимают…  

— А в чем, с вашей точки зрения, удивительный секрет корейцев, которые буквально рвут всех в коньках на этих Играх?

— А в том, что они изначально сделали упор на этот вид спорта. Еще тогда, когда боролись за право проведения Белой олимпиады и были уверены, что получат ее. Но сначала их обошел Ванкувер, потом Игры 2014 года достались Сочи. Однако спортсмены, которых начали готовить к потенциально домашней зимней Олимпиаде, у Кореи остались. Дело в том, что я была там в 2001 году, поехала заранее перед этапом Кубка мира, одна, без нашей сборной. Тогда корейцы взяли меня под опеку, и я увидела все изнутри. Это было нечто: тысячи и тысячи детей занимались конькобежным спортом! И, надо сказать, огромное количество денег и сил вкладывалось в их подготовку. Уже тогда в спорте началось жесткое противостояние с Азией.  

— А когда китайские фигуристы захватили вершину пьедестала в парах — что почувствовали?  

— Опять-таки, это было предсказуемо. Китайцы же хитрые. Они то и дело приглашали наших сильных тренеров — причем ненадолго. На полгода, на год. Учились у них всему, впитывали все секреты подготовки, а потом умело все это использовали. К счастью, сейчас наши тренеры уже не так активно уезжают, а многие возвращаются. Однако важный момент упущен. И начался он еще в 1998-м, в год дефолта. Когда из-за кризиса деньги в детский спорт вкладывать перестали. Теперь вот пожинаем плоды.

“В опасности олимпийских трасс несправедливо винить одних организаторов”

— Хотелось бы затронуть тему качества и безопасности олимпийских объектов в Ванкувере. Ваше мнение — можно ли было проводить женский скоростной спуск на опаснейшей трассе без предварительных тренировок? Где девушки летели по шестьдесят метров и даже самые опытные падали и ломались.  

— А знаете, мне кажется, в МОКе должны всерьез задуматься о глобальных переменах, потому что вопросов и претензий очень много. Взять ту же санно-бобслейную трассу. Как бы ни ошибся проектировщик или спортсмен, дело ведь не в этом. А в том, что МОК принял эту трассу. И вообще все олимпийские объекты. И хочу вам сказать, что выиграть тендер на проведение Олимпиады — это же отдельная история. Потому что каждый претендент должен предложить, фактически нарисовать красивую сказку и нарисовать ее быстро — потому что важно выиграть. Только потом выясняется, что когда эту сказку начинаешь претворять в жизнь, то половину вещей реализовать просто невозможно. А между тем отходить от намеченного проекта нельзя ни на шаг. И в Сочи мы тоже с этим уже столкнулись, когда задумали строить бобслейную трассу рядом с Национальным парком в горах. А потом поняли, что ради этого придется прокладывать дорогу ценой в 20 млрд. рублей. И стали договариваться с МОК, чтобы отказаться от этой идеи и проложить трассу рядом с лыжной, сэкономив за счет этого огромные средства. И тут МОК, к счастью, пошел навстречу, что само по себе удивительно. Думаю, решающую роль сыграла близость с Национальным парком, потому что речь шла природно-охранных ресурсах.

“Меня действительно хватает на все!”

— Светлана, слушая вас, поражаюсь — как вас на все хватает? На спорт, на политику, на семью? И это притом что вы с супругом Артемием Черненко живете в разных городах — вы в Москве, он в Питере?  

 — А ведь действительно хватает. (Светлана снова улыбается.) К счастью, у меня есть депутатская неделя, когда я езжу в свой регион — Питер и Ленинградскую область. Тогда и вижу мужа. Он тоже находит возможность приезжать в Москву.  

— Насколько я знаю, и он сам, и его отец — тренеры по теннису. Не планируете отдать в этот спорт своих детишек?  

— Нет! Потому что для этого надо либо на нефтяной скважине сидеть, чтобы ребенок не жил в страхе, что в любой момент может кончиться финансирование, он не сможет поехать на юниорский Уимблдон и придется закладывать квартиру. Либо в Европе жить, где теннисные академии на каждом шагу. А кроме того, ради этого вида спорта один из родителей должен полностью пожертвовать собственной карьерой и раствориться в карьере ребенка. Ни я, ни муж этого не хотим.  

— А как вам удалось сделать такую карьеру не только в спорте, но и в политике?

— Что касается политики, то одного только завоеванного имени для этого было явно недостаточно. К счастью, в спорт, которым я занималась, приходят поздно, в осознанном возрасте. А это дает возможность получить образование. Кстати, в детстве мы с Антоном Сихарулидзе учились и тренировались в одном питерском спорт-интернате, и эта система очень многое нам дала. А вообще, что касается политиков-спортсменов, то в той же Америке олимпийские чемпионы, закончив карьеру, ездят по всей стране с лекциями, постепенно приобретают социальный вес и очень часто становятся политиками. Некоторые даже метят в президенты США.  

— А правда, что в политике времени на семью больше, чем в спорте?  

— Конечно! В спорте себя не помнишь, месяцами мотаясь по сборам и соревнованиям — Америка, Канада, Италия… А в качестве вице-спикера Госдумы моя главная повинность в том, что в отличие от депутатов я на всех заседаниях обязана присутствовать. Однако это не мешает каждый вечер возвращаться домой и укладывать детей.

СПРАВКА "МК"  

Светлана Журова — пятикратная чемпионка России, двукратная чемпионка мира, олимпийская чемпионка Турина-2006 по конькобежному спорту.  

После неудачи на зимних Олимпийских играх 2002 года в Солт-Лейк-Сити Журова решила завершить спортивную карьеру. Однако после рождения сына Ярослава в 2003 году вернулась и, пройдя через провалы на крупных стартах, в том числе на чемпионате мира в Германии, вернулась на вершину пьедестала.  В январе 2006 года выиграла предолимпийский чемпионат мира по спринтерскому многоборью, а потом Олимпиаду в Турине.  

 В прошлом году у Светланы Журовой родился второй сын — Иван. Кто знает — может быть, тоже станет великим атлетом!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру