В России кризис бьет по моде

Спрос на люксовые марки одежды может упасть наполовину

В эту субботу будет дан старт двум модным неделям — Неделе моды в Москве и Russian Fashion Week (RFW). В преддверии стильного марафона “МК” решил узнать, как модельный бизнес выживает в тяжелую экономическую эпоху. Оказалось, что услуги подиумных красавиц подешевели на 20%, спрос на люксовые бренды может упасть наполовину, а сами модельеры стали использовать в своих творениях ткани попроще.
— Экономический кризис сказывается так же тяжело на русских дизайнерах, как и на русских бизнесменах, — признался в эксклюзивном интервью “МК” генеральный продюсер RFW Александр Шумский. — Дизайнеры — они если и не представители крупного бизнеса, то среднего и малого точно. Так что им тяжело.


— А “молодых” дизайнеров меньше стало?
— Да. Новичков сейчас меньше, чем в прошлые сезоны. Что касается грядущей RFW, то у нас сократилось количество участников человек на 10. Многие отказались потому, что просто не сумели сделать свои коллекции из-за финансовых трудностей. Правда, есть исключения... Маша Шароева, например, в этом сезоне тоже не будет участвовать. Но у нее другой главный проект — она готовится стать мамой, так что пока она вкладывается только в это предприятие.
— Что происходит со спросом на модную одежду?
— К сожалению, он очень сильно падает. Особенно на дорогие дизайнерские вещи. О каких только прогнозах я не слышал. Одни говорят о 30—40% падения спроса на люксовую одежду, другие доходят в своих предположениях до 60—70%. Но, надеюсь, до такого все же не дойдет.
— Заметила, что один за другим в популярных раньше торговых центрах закрываются фирменные магазины одежды. Это банкротство брендов?
— Нет, чаще это связано с тем, что многие бренды так сокращают бюджеты. Известные марки закрывают сетевые магазины. Ведь изначально они открывались не столько для прибыли от этого конкретного магазина, сколько для раскрутки бренда. Нужно было открывать новые и новые бутики. В такую практику вкладывалась масса средств. Вот и закрываются сетевые магазины один за другим как неэффективные. К тому же в некоторых случаях арендодатель крупных точек в центре Москвы не идет на снижение цены.
— Как на RFW уже сказался кризис? На чем сэкономили?
— Мы отказались от практики предыдущих лет — сопутствующих проектов. Если раньше делали совместные программы с сетью ресторанов или участвовали в каких-то кинопроектах, то теперь нет. То есть сократили количество всего того, что косвенно связано с модой. И тем не менее ожидается немало нового. Зайцев сделал новую роскошную коллекцию, еще у нас будет большой итальянский блок, Далакян, Кравцова, Fresh Art.
— Модели на себе уже ощутили тяготы и лишения? 
— Модельные агентства делают скидки для русских дизайнеров. Сейчас модель стоит дешевле, чем в прошлом сезоне, — процентов на 20. Если раньше за участие в одном показе она в среднем получала 100—150 евро, то теперь 100—150 долларов.
— Теперь, наверное, еще и в нарядах подешевле будут выходить? Как обстоят дела с тканью в статье расходов?
— Наоборот, ткани на RFW стали более дорогие использоваться. Дело в том, что нам удалось договориться с итальянскими фабриками, заключить соглашения. Теперь у нас совместный проект — итальянцы совершенно бесплатно предоставляют высококачественные ткани для русских коллекций.

Ирина ЛЫЩИЦКАЯ.

А вот что рассказали “МК” сами модельеры

Людмила МЕЗЕНЦЕВА: “У нас производство, собственные магазины и партнеры в регионах. Кризис мы почувствовали на себе с февраля этого года. В магазинах упали продажи на 5—10%, оптовые покупатели уменьшили заказы на 30%. Наша отрасль ведь работает на полгода вперед, и все закупки по тканям делались заранее, а выкупили вещей меньше, чем было заявлено… Меры по экономии мы приняли с ноября — не стали покупать дешевые ткани, просто сделали меньше коллекцию. И еще для осенней коллекции покупаем ткани не в Испании и Италии, как раньше, а в Турции, Там цены в долларах. Но все равно вещи будут дорожать на 20% из-за инфляции”.
Маша ЦИГАЛЬ: “Прошедшая только что в Милане Неделя Высокой моды была одной из самых роскошных за последние годы. Что будет потом, покажет время, но сейчас ни о каком минимализме не идет речь. Наоборот, люди не хотят думать о плохом, и во все времена мода в такие периоды была самой шикарной. А вот в период подъема экономики — скромной и антигламурной”.

Марина ВЕЛИКАНОВА.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру