“Рот, столь жадный к поцелуям”

Таким Маяковского мы еще не видели

18 декабря 2011 в 16:50, просмотров: 8870

В музее Владимира Маяковского (что на Лубянке) открылась масштабная выставка «Коллекция фотографий. 1896–1930». Это уникальные снимки — от рождения поэта до трагического финала его жизни. Многие артефакты увидели свет впервые.

“Рот, столь жадный к поцелуям”

Первая фотография запечатлела Володю трехлетним. Его взгляд обращен к нам с острым любопытством. Портрет 12-летнего гимназиста заставляет задуматься: в нем читается обещание богатой биографии. От изучающего, вопрошающего взгляда Маяковского разных лет не укрыться — так действует на тебя пытливая мысль поэта.

1905 год. Кутаиси.

Вот перед нами таинственный, несколько мрачноватый студент училища ваяния и зодчества. Человек искусства. Человек с безусловным художественным вкусом. Давид Бурлюк, первым угадавший поэтический дар Маяковского, по-своему прочитывает черты его лица: «...лицо его смягчено крупным, жадным к поцелуям, варенью и табаку ртом...»

Эти потрясающие фотографии дают возможность еще раз убедиться в многогранности дарований этого человека. На выставке представлены кадры из фильмов «Не для денег родившийся», где он в роли Ивана Нова, «Барышня и хулиган», снятого по сценарию поэта, — естественно, он Хулиган. А вот поэт в ленте «Закованная фильмой»: Маяковский в роли художника, а Лиля Брик — балерина.

Лучшие фотографии поэта выполнены художником А.М.Родченко. Это лицо человека, умеющего страстно любить, одаривать радостью не только возлюбленную, но даже пса. Родченко увидел, как Володя покупал несколько вафельных мороженых, а потом угощал любимого Скотика: «Ну, еще хочешь?» — спросил щедрый покровитель и, взяв сластену на руки, прижал к груди... Я воспользовался моментом и навел объектив на улыбающегося Володю" (из воспоминаний А.М.Родченко).

Великолепны парижские портреты поэта в кепке. 1925 год. Важная деталь. Рядом — тот же портрет в профиль. Так делают снимок сотрудники определенных органов. И под снимком читаем: «На удостоверении № 107 на право хранения револьвера „Маузер“ по 1 декабря 1928 года».

Заострите свой взгляд на двух фотографиях: Маяковский и Мейерхольд. Поэт в этот день читал пьесу «Клоп». Всеволод Эмильевич успел сказать свое слово о поэте: «Маяковский раздражал кое-кого потому, что он был великолепен, он раздражал потому, что он удивительно был настоящим мастером и действительно владел стихией большого искусства, потому что он знал, что такое большая сила».

В.Э.Мейерхольд, В.В.Маяковский и Н.Р.Эрдман (драматург, киносценарист, а потом узник).

Составитель А.Аксенкин, вечный поклонник поэта, из 370 фотографий, которыми владеет музей, отобрал для экспозиции 150 лучших. Композиция экспозиции выполнена им по собственному замыслу. В качестве эпиграфа к ней он взял бессмертные слова Марины Цветаевой: «Говоря о Маяковском, придется помнить не только о веке, нам непрестанно придется помнить на век вперед. И оборачиваться на Маяковского, а может быть, и нашим внукам, придется не назад, а вперед».

Директор музея С.Стрижнёва написала предисловие к альбому. А старший научный сотрудник Дарья Тоньшина, влюблённая в поэта, ведет экскурсии по выставке и с особой теплотой говорит о домашних снимках, в которых поэт естественен и прост. Она дольше задерживается у фотографии поэта-футуриста. Он элегантен, рыцарственно благороден — настоящий дэнди.

Каталог «Маяковский. Коллекция фотографий» — редкая драгоценность.




Партнеры